Я рад вас приветствовать, друзья!
Сегодня мой пост продолжает ранее начатую рубрику, посвященную великому земляку М.В. Ломоносову.
«С Ломоносова начинается наша
литература;
он был ее отцом и пестуном;
он был ее Петром Великим…»
В.Г. Белинский
Михаил Васильевич начал писать стихи еще во время учёбы в Славяно — греко — латинской академии. В 1736 году он купил в Петербурге книгу В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».
Ломоносов изучил эту книгу, но считал, что «… российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».
Он разработал собственную систему стихосложения. Свои предложения изложил в «Письме о правилах российского стихотворства», которое в 1739 году он послал из Фрейберга в Петербург.
К «Письму…» как образец нового способа стихосложения была приложена ода «На взятие Хотина», полная патриотического воодушевления, вызванного победой русских войск:
«Шумит с ручьями бор и дол:
«Победа, русская победа!»
Но враг, что от меча ушол,
Боится собственного следа».
В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий
Становление личности Ломоносова пришлось на первый период подъема национального самосознания, вызванного военными победами Петра I и его преобразовательской деятельностью
Для Ломоносова Петр I оставался идеалом человека и монарха, что нашло отражение в его литературном творчестве и с особой силой выразилось в героической поэме «Петр Великий» и в «Слове похвальном… Петру Великому
Ломоносов хотя и восхвалял победоносные петровские войны, но понимал, что для распространения просвещения и для процветания страны нужен мир. В одной из двух трагедий «Тамира и Селим» он писал:
«… кровавая война!
Которое от ней не стонет государство?
Которая от ней не потряслась страна?»
Ломоносов боролся с воинствующим невежеством и слепой приверженностью старине. Только поддержка влиятельных друзей спасла его от расправы Синода
за сатирическое стихотворение «Гимн бороде».
Он писал:
«Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвалну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди разпространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет».
«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики», — писал Ломоносов.
В «Российской грамматике«
Ломоносов впервые в истории отечественного языкознания дал свод правил русского литературного языка. Выдержав четырнадцать изданий, она не потеряла научного значения до нашего времени. «Грамматика» была переведена на немецкий, польский и французский языки.
Глубокое знание памятников русской письменности и живого разговорного языка, аналитический ум и поэтический талант помогли Ломоносову заложить фундамент отечественной науки о языке.
Написанное им в 1748 году «Краткое руководство к красноречию…»
явилось своего рода литературной хрестоматией, а также произведением, несущим читателю просветительские идеи. М.В. Ломоносов писал:
«Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…».