Здравствуйте уважаемые господа и милые дамы!
Я приветствую всех вас, гости дорогие!
В прошлый раз я рассказал вам о приходских церквях Поморья нашего 16 – 17 века. Сегодня время продолжить нашу экскурсию по залам архангельского краеведческого музея.
Священными предметами в церквях были иконы, восковые свечи, кадило. Кадило представляет собой сосуд на цепях для курения специальной ароматической смолы – ладана. Во время литургии священные сосуды – дискос и потир,- покрывали матерчатыми платами покровцами
Иконы украшают красивыми металлическими окладами, перед ними верующие зажигают свечи.
Икона 17 века «Огненное восхождение пророка Илии на небо» (дерево, левкас, темпера, серебро, басма, позолота, гравировка) поступила в наш музей в 1923 году из ризницы Соловецкого монастыря
Илия — один из самых почитаемых в христианском мире ветхозаветных пророков. Его молитвы, согласно Святому писанию, возвращали к жизни людей. Он — единственный из пророков, который был взят живым в Царство Небесное.
В христианской традиции Илия выступает в качестве ветхозаветного прообраза Христа и предшественника святого Иоанна Предтечи. Образ пророка, а именно его огненное восхождение, был широко распространен в иконографии.
В народном сознании Илия почитался как святой-громовержец, податель грома, молнии, дождя. К нему обращались о даровании хорошего урожая и спасения от засухи.
Святой пророк Илия является небесным покровителем российских десантных войск, чей праздник традиционно отмечается 2 августа.
Богослужение в церквях проходило очень торжественно. Оно состояло из чтения и пения молитв, чтения богослужебных книг – Евангелия и др. Все обряды проходили строго по Типикону – церковной богослужебной книге, где содержались систематические указания порядка и совершаемых обрядов.
Во время богослужения священник облачен в красивую богослужебную одежду – фелонь, сшитую из льняного полотна, крашенины и атласа
В северный краевой музей эта фелонь передана в 1920-е годы из прихода Олонецкой губернии.
Крест – это символ православной веры. Короткая верхняя поперечина креста обозначает дощечку с надписью «Царь Иудейский», прибитую над головой Христа, средняя – перекладину креста, к которой были прибиты руки Христа, а нижний наклонный брус – подножие
На фото: крест 17 век. Русский Север. Дерево, резьба. Поступил в музей из Сийского монастыря в 1930-е гг.
Широко представлены в музее брачные венцы 17 века. Поступили в Архангельское епархиальное древлехранилище в конце 19 – начале 20 века, в 1920-е годы переданы в Северный краевой музей
Берестяные и деревянные расписные брачные венцы 17 века – замечательные памятники древнерусской живописи. На мужских венцах помещались изображения Христа и святых мужей: Адама, царя Константина, Бориса и Глеба, великомучеников Димитрия и Георгия.
На женских венцах изображалась Богоматерь и святые жены и девы, почитавшиеся в народной традиции как покровительницы брака и семьи: Ева, Параскева, Анастасия, Анна, Екатерина и другие.
На мужских венцах нередко изображалось солнце, на женских – луна. Брачные венцы возлагались на головы мужчины и женщины во время церковного обряда венчания.
О главной христианской книге, части Библии и многое другое смотрите в фотогалерее
На сегодня это всё. Продолжение – в ближайшие посты.
До встречи, друзья!