Огненное восхождение

Здравствуйте уважаемые господа и милые дамы!

Я приветствую всех вас, гости дорогие!

В прошлый раз я рассказал вам о приходских церквях Поморья нашего 16 – 17 века. Сегодня время продолжить нашу экскурсию по залам архангельского краеведческого музея.

Священными предметами в церквях были иконы, восковые свечи, кадило. Кадило представляет собой сосуд на цепях для курения специальной ароматической смолы – ладана. Во время литургии священные сосуды – дискос и потир,- покрывали матерчатыми платами покровцами

 SSA40852_

 Иконы украшают красивыми металлическими окладами, перед ними верующие зажигают свечи.

Икона 17 века «Огненное восхождение пророка Илии на небо» (дерево, левкас, темпера, серебро, басма, позолота, гравировка) поступила в наш музей в 1923 году из ризницы Соловецкого монастыря

 SSA40820_

Илия — один из самых почитаемых в христианском мире ветхозаветных пророков. Его молитвы, согласно Святому писанию, возвращали к жизни людей. Он — единственный из пророков, который был взят живым в Царство Небесное.

В христианской традиции Илия выступает в качестве ветхозаветного прообраза Христа и предшественника святого  Иоанна Предтечи. Образ пророка, а именно его огненное восхождение, был широко распространен в иконографии.

В народном сознании Илия почитался как святой-громовержец, податель грома, молнии, дождя. К нему обращались о даровании хорошего урожая и спасения от засухи.

Святой пророк Илия является небесным покровителем российских десантных войск, чей праздник традиционно отмечается 2 августа.

Богослужение в церквях проходило очень торжественно. Оно состояло из чтения и пения молитв, чтения богослужебных книг – Евангелия и др. Все обряды проходили строго по Типикону – церковной богослужебной книге, где содержались систематические указания порядка и совершаемых обрядов.

 Во время богослужения священник облачен в красивую богослужебную одежду – фелонь, сшитую из льняного полотна, крашенины и атласа

 SSA40856_

Ещё по теме:   Воевал за семью

В северный краевой музей эта фелонь передана в 1920-е годы из прихода Олонецкой губернии.

Крест – это символ православной веры. Короткая верхняя поперечина креста обозначает дощечку с надписью «Царь Иудейский», прибитую над головой Христа, средняя – перекладину креста,  к которой были прибиты руки Христа, а нижний наклонный брус – подножие

 SSA40847_

На фото: крест 17 век. Русский Север. Дерево, резьба. Поступил в музей из Сийского монастыря в 1930-е гг.

Широко представлены в музее брачные венцы 17 века. Поступили в Архангельское епархиальное древлехранилище в конце 19 – начале 20 века, в 1920-е годы переданы в Северный краевой музей

 SSA40853_

Берестяные и деревянные расписные брачные венцы 17 века – замечательные памятники древнерусской живописи. На мужских венцах помещались  изображения Христа и святых мужей: Адама, царя Константина, Бориса и Глеба, великомучеников Димитрия и Георгия.

На женских венцах изображалась Богоматерь и святые жены и девы, почитавшиеся в народной традиции как покровительницы брака и семьи: Ева, Параскева, Анастасия, Анна, Екатерина и другие.

На мужских венцах нередко изображалось солнце,  на женских – луна.  Брачные венцы возлагались на головы мужчины  и женщины во время церковного обряда венчания.

О главной христианской книге, части Библии и многое другое смотрите в фотогалерее

На сегодня это всё. Продолжение – в ближайшие посты.

До встречи, друзья!

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий