Старообрядчество на Русском Севере. Окончание.

Добрый день, друзья!

Наш рассказ про поморских старообрядцев подходит к концу. Начало здесь.

Мелкие общины имели больше шансов на сохранение в богоборческом государстве.

С началом коллективизации и раскулачивания на старообрядцев обрушились новые репрессии. Большинство поморцев имели большие семьи и крепкие хозяйства и оказались раскулаченными, высланными или отправленными в лагеря.

 На 1 января 1927 г. в Архангельской губернии (в границах того времени) имелась 301 зарегистрированная религиозная организация, в т.ч. 14 старообрядческих. В Архангельске имелась одна старообрядческая организация.

Согласно  директиве  ЦК  ВКП   (б)   местные власти приступили к ликвидации религиозных организаций. В 1929 Архангельской  общине      предложили заново зарегистрировать общину. Новая регистрация не спасла общину от разгрома.

  Сначала в старообрядческую церковь «подселили«   адвентистов   седьмого   дня,   чем лишили старообрядцев  возможности   проводить   богослужения в собственном храме, т.к. по древлеправославным канонам подобные   «совмещения»   не   допускались.

В  1930 г. власти отобрали здание  церкви,   где   сначала   разместилось общежитие сезонных рабочих, а затем детский сад (в 1950 г. еще добротное здание разобрали.).

 Перед этим были арестованы и отправлены в лагеря руководители общины: Г.А.Русинов, и другие. Имущество осужденных было конфисковано.

 Место на вологодском кладбище, где хоронили старообрядцев, сейчас занимает бизнес- центр.

 В Лахте дом старообрядцев не сохранился, а вот дом в дер. Левковка сохранился до сих пор, возможно, сейчас там собираются старообрядцы.

  В настоящее время Андрей Георгиевич Котцов является  настоятелем Архангельских поморцев. Им регулярно проводятся службы в деревне Левковка и п. Маймакса    г. Архангельска.

В послевоенное время побережье Белого моря стало пограничной зоной и о возобновлении там старообрядческой деятельности не могло быть и речи.

Каким-то чудом теплилась жизнь в Амбурском женском скиту. Сохранилось два десятка старообрядческих строений-келий и хозяйственных построек.

Ещё по теме:   Корабли Севера. ч.2

В моленной Филипповского согласия жили две старицы.

 В это же время пустующие здания стали занимать и перестраивать под дачи выходцы из «закрытого» г. Северодвинска — центра атомного судостроения.

Место скита также входило в погранзону. Власти под предлогом, что старообрядки преклонного возраста и требуют ухода, в 1963 г. захватили и

вывезли наставницу Павлу Мамонову, разорили иконостас, забрали ценные вещи и книги в дорогих окладах.

Мамонову вывозили на вездеходе, выделенном пограничниками.   Среди   архангельских старообрядцев сохранилась легенда, что старообрядок вывозили в дом престарелых на вертолете.

Вторая старица ( ее имя не сохранилось) сумела спрятаться и жила в моленной до середины 70-х годов, когда захватили и вывезли в пос.Белое озеро и ее.

 Оставшееся имущество, в том числе более ста древних   икон,   уникальных,   старинных   рукописных и первопечатных книг — являющихся культурным достоянием, было растащено.

 Сейчас в музее г.Северодвинска выставлена утраченная из Амбурского скита «Острожская библия» — первая полная напечатанная на славянском языке Иваном Федоровым  в  1580-81  г.г.  библия.

  В  настоящее время молитвенное   здание   (моленную)   занимают охотники, приезжающие на сезон охоты. Сохранилась колокольня, с которой сбит крест, а в помещении храниться сельхоз. инвентарь, и три полузаросших старообрядческих кладбища.

 В дер. Пертозерской каких-либо строений не сохранилось, да и самой деревни уже нет. Здание моленной перевезено в дер. Волость и является храмом православной общины.

 В дер. Белое Озеро проживает старообрядческая семья. Рядом с деревней сохранился восьмиконечный обетный крест. В советский период в этом месте функционировал леспромхоз.

 Был построен рабочий поселок с одноименным названием и узкоколейная железная дорога, по которой вывозился лес в г. Северодвинск.

В результате деятельности леспромхоза — все, что осталось от Белозерского скита, уничтожено. Леспромхоз распался во время перестройки.

Ещё по теме:   Найди свою половинку

  21-22 ноября 1989 г. в храме Московской Преображенской общины   прошел  учредительный   съезд старообрядцев-поморцев России. Собралось 68 делегатов и гостей из 38 общин.

  От Архангельских  поморцев  в работе съезда участвовал А. Г. Котцов. На съезде был образован Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви (РС ДПЦ).

 Председателем РС ДПЦ избрали Олега Ивановича Розанова (г. Ленинград), секретарем РС ДПЦ Алексея Васильевича Хвальковского (г.  Москва). 

Старообрядцы Поморского согласия вновь обрели координирующий и духовный центр.

 Постепенно начала возрождаться Архангельская община Поморского согласия. В общину стали приходить молодые люди, стали восстанавливаться связи с районами области.

После длительных споров и дискуссий о целесообразности 26 марта 2002 г. Архангельская старообрядческая община Древлеправославной    

Поморской       Церкви была зарегистрирована в Управлении министерства юстиции по Архангельской области.

 Председателем общины стал Никита Владимирович   Заглядов.   Силами   общины небольшим тиражом выпущена брошюра «Первая Архангельская община старообрядцев-поморцев,    приемлющих брак.

_DSCN2146

 Страницы истории», в которой изложена история первой зарегистрированной в 1910 г. общины поморцев в городе.

 Приложены списки учредителей и последние списки членов за 1929 г., на период ликвидации общины.

Предприняты шаги по возобновлению почитания в Архангельске преподобного Евфимия Архангелогородского — небесного покровителя города и его жителей.

 Преданы гласности факты из жизни великого  русского   ученого   М.В.Ломоносова, которые подтверждают его принадлежность к традиционному для севера   направлению   старообрядчества   — Поморскому согласию.

  В 2002 г. члены общины впервые за 30 лет открыто посетили    Амбурский     скит.  

   Поклонились чудом сохранившимся творениям живших здесь старообрядцев, побывали на их кладбищах и помолились у могил самых ревностных поборников древлеправославного благочестия на севере России.

 Несмотря на значительные трудности  и огромные невосполнимые потери, старообрядчество на Поморском севере начинает восстанавливать утраченные позиции.

Ещё по теме:   Сели Васьки на карниз

В старообрядчестве русский народ показал себя не равнодушной серой бездуховной массой, которой спокойно можно управлять сверху, навязывая любую веру, а народом с большим духовным потенциалом, способным постоять за свои убеждения.

P.S. В библиотеке имеется обширная литература как по старообрядчеству на Русском Севере, так и книги, повествующие о жизни протопопа Аввакума, его писательские труды, а также «виновника всех бед» Никона

_DSCN2145



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Наталия

    Доброго всем здоровья!Есть ли у нас в России,хоть один детский сад,для детей старообрядцев?Очень бы хотелось узнать и спросить совет,как открыть и в нашем городе,подобный детский сад?!

Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: