Про юбилейную ресторацию, кажется, я всё описал. Никого не забыл: тех, кто вкусно готовил, обслуживал, наполнял слух гостей шлягерами и джазом. А вот про свою инженерную работу не обмолвился ни разу.
Не хорошо, сегодня в этом будем правиться.
Техническая часть ресторана составляла более четырех сотен единиц оборудования. Назову только часть из них: электроплиты, электрокотлы, электрошкафы, тестомешалки, картофелечистки. А ещё — мясорубки, приводы, кипятильники, фритюрницы, разнообразное холодильное оборудование и пр. пр. пр.
Выход из строя хотя бы одной посудомоечной машины, будь то в верхнем зале или в нижнем, особенно в дневные часы комплексных обедов, немедленно ставил вопрос о закрытии ресторана.
Разве такое можно было допустить? Конечно, нет!
Если сгорал пакетный выключатель на плите (что случалось ежедневно или ежечасно), то замена делалась по месту. Многое же требовало доставку в комбинат торговой техники и рекламы. Те же нагревательные панели электроплит, казалось бы, небольшие по габаритам вещи, доставлялись туда же
Привозишь, к примеру, туда электрокотел или картофелечистку, а там этого добра пруд пруди, все ждут своей очереди в ремонте. Оборудование в основном было отечественное. Какое — то надежное в работе, какое — то архи капризное, часто выходящее из строя.
Сегодня смотришь на теже картофелечистки – итальянские, немецкие – любо дорого с таким оборудованием работать. В мои же времена этот вращающийся барабан в овощном цеху постоянно приковывал к себе внимание: чуть начинается вразнобой изнашиваться сегменты – и пошла свистопляска, быстро приводящая к расшатыванию фундамента машины.
Сложна и разветвленна была система
отопления, вентиляции, водопровода, канализации, освещения. Не проходило ни одного дня, чтоб я не проходил через холл гостиницы в подвальное помещение. Там размещалась воздушно — калориферная система подачи воздуха в оба ресторанных зала.
Через калориферы пропускалась горячая вода центрального отопления, а шиберная система прокачки воздуха снаружи их обеспечивала необходимую и оптимальную температуру, подаваемую в залы. Вся эта система автоматически регулировалась. Шкафы автоматики были расположены здесь же.
Зимний садик в фойе первого этажа, красочная иллюминация крышного фонаря, сотни светильников в залах и производственных помещениях требовала отвлечения электрика на целый день. Ему обычно и не требовался утренний развод, специалист брал лестницу, лампы и вперед! Работы хватало на всю смену и так каждый день.
Работоспособность систем канализации с кухонь и цехов часто вызывала нарекания,
а зачастую, как говорится, приходила в ступор.
В таких случаях без аварийки дело не обходилось. Частота происходящих неприятностей наводила на резонный вопрос о качестве проектирования, это с одной стороны. С другой стороны частенько повинны были и цеховые работники, спускающие в сеть всё то, что было делать нельзя.
Крайне ответственно приходилось относиться к лифтовому хозяйству. Инспектора Гостехнадзора были весьма требовательны и щепетильны. Транспортный участок состоял из своих двух Москвичей – каблучков Иж 27156. Развозной такой пикапчик с несущим кузовом был весьма популярен в сфере предприятий общественного питания. Помню даже фамилию одного из шоферов – Трескин. С запчастями на эти довольно надежные машины было туговато, — меня выручали ребята на почтовой автобазе.
Кроме непосредственно ресторана «Юбилейный» в круг моих инженерных обязанностей входило обслуживание ремонт оборудования еще на трех объектах: столовой, пельменной (сейчас в этом месте ателье-кафе Маэстро)
и столовая горисполкома (ныне — мэрия).
Хлопотное было это всё дело. Одно радовало, что сделанное нами с коллегами – благо было!