Начало здесь.
Бассейн — не тазик! Наверное, там есть свои трудности в преодолении водобоязни?
Трудности в обучении плаванию в бассейне и природном водоеме вызваны тем, что вода, попадая в рот, нос и уши, вызывает неприятные ощущения. Поэтому главная задача, как мне видится, — научить ребенка закрывать рот всякий раз, когда он соприкасается с водой, и научить задерживать дыхание.
Поскольку в воде ребенок рефлекторно закрывает глаза, теряется ориентировка в пространстве, нарастает страх, отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах.
Поэтому важно приучить его с первых же занятий держать глаза в воде открытыми. С открытыми глазами предметы в воде кажутся расплывчатыми, к этому нужно привыкнуть.
И еще один неприятный водный фактор — гидростатическое давление, затрудняющее дыхание. Поэтому первое упражнение, которое должен освоить ребенок, — сделать вдох, закрыть рот, погрузить голову в воду, открыть глаза и, выдыхая, смотреть на свои пузырьки.
Как научить ребенка открывать глаза в воде?
Когда ребенок сидит в ванне, попросите его задержать дыхание, опустить лицо в воду и открыть глаза. Если он категорически против этого, сделайте шаг назад. Главное — никакого насилия, только уговоры и разумные объяснения!
Разбросайте на дне ванны игрушки. Пусть он под водой посмотрит, как они выглядят. Попросите сосчитать игрушки, выбрать самую любимую, собрать со дна предметы.
Для плывущего человека умение открывать глаза и смотреть в воде очень важно. Оно помогает сохранить правильное направление во время плавания, облегчает ориентировку во время ныряния, разыскивания предметов на дне и т.д.
Надо убедить ребенка в том, что в воду можно смотреть, как через стеклышко. Для этого можно предложить рассматривать в воде различные предметы: камешки, игрушки и пр.
Летом эти упражнения можно продолжить на реке, в озере, на море. Многие дети отказываются опускать голову в воду, но пока они не преодолеют эту неприязнь, у них нет шансов успешно овладеть навыками плавания.
А есть упражнения, с помощью которых можно научить задерживать дыхание?
Попросите ребенка набрать в ладони воды и сделать в ней ямку, дуя, как на горячий суп. А теперь пусть он сделает быстрый выдох у самой поверхности воды, чтобы образовалось большая и глубокая ямка. Покажите сами, как это сделать.
Поиграйте в морской ветерок, подталкивая дыханием игрушечные кораблики или другие водоплавающие игрушки в ванне. Затем приступайте к выдохам с погруженным в воду лицом. Попросите ребенка опустить в воду лицо и выдохнуть через рот так, как ему будет удобно. Когда он освоит это упражнение, можно переходить к следующему этапу.
А теперь можно пускать «громкие» пузыри, сочетая их с открыванием глаз в воде. Посоревнуйтесь, у кого получится громче. Чтобы помочь ребенку найти оптимальный вариант выдоха под водой, попросите его выдыхать в воду по типу различных звуков: «пэ…», «фу…», «ху…». Они помогут адаптироваться к гидростатическому давлению.
Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья. Сочетайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
На задержке дыхания предложите ребенку, лежа на спине, убрать руки со дна и выпрямить их вдоль туловища, а сами поддержите ему затылок рукой.
С помощью этих упражнений ваш ребенок познакомится с водой и избавится от чувства недоверия к этой стихии, что потом позволит ему свободно овладеть различными стилями плавания.
Не научившись правильно, ритмично дышать, ребенок не сможет научиться хорошо плавать. Для преодоления водобоязни очень важна постепенность, иначе занятия только усилят страх.
Как мне видится, обучение на этапе освоения большого водоема должно проходить в следующем порядке: передвижение по дну, погружение, всплывание, дыхание, лежание, скольжение. К каждому последующему этапу нужно приступать только после освоения предыдущего.
Не забывайте, плавание — это всегда охлаждение. В воде имеет место огромная теплоотдача. Если движения ребенка неинтенсивны, у него появляется озноб. Поэтому нужно постоянно следить за температурой воды и состоянием ребенка.
Надувные круги, плотики, нарукавники помогают в обучении плаванию или наоборот?
Есть методики обучения плаванию в нарукавниках, которые постепенно сдувают. Для игры в бассейне детсада можно видеть надувные круги. Чтобы дети научились плавать на спине, используют специальные надувные подушечки под шею, для обучения с погружением в воду лица — пенопластовые доски.
Многие родители, пытаясь скорее научить ребенка плавать, держат его в воде на руках, потом отпускают. Это правильно?
— Когда ребенок как обезьянка за пальму цепляется за родителя мертвой хваткой в страхе утонуть, это только усиливает водобоязнь.
Конечно, самоустраняться из процесса обучения плаванию нельзя, но делать это нужно в игре, с приложением определенных усилий и систематически, усваивая один навык за другим, а не раз в год при поездке к морю.
Все знают, для того чтобы научиться читать, требуются определенные усилия и навыки, которые кому-то даются легко, а кому-то с трудом. Так и в плавании: водобоязнь могут преодолеть только убеждение и развитие волевых качеств у ребенка.