Начало здесь.
Картина сатирически отражает ломку екатерининских порядков при ее сыне, императоре Павле I (1796 —1801). Воспитывавшийся вдали от матери, при дворе бабки, императрицы Елизаветы Петровны, желавшей сделать его своим наследником, Павел при воцарении Екатерины продолжал оставаться ее соперником в глазах группировки, хотевшей видеть императрицу лишь регентшей при сыне.
Со временем умело подогреваемая ненависть Павла к не уступавшей трон матери достигла крайних пределов. В противовес подчеркнутому русофильству Екатерины сын выражал горячее пристрастие ко всему прусскому.
Не имея долго ни малейшего влияния на государственное управление, Павел по воцарении стремился мелочно регламентировать каждый вздох подданных, а широкие привилегии, данные дворянству Екатериной, побуждали его стремиться к их ограничению.
Размах казнокрадства и служебных злоупотреблений при Екатерине толкали Павла на совершенствование «мер пресечения», которые вели к жесткой централизации и дальнейшему разбуханию бюрократического аппарата. Палочная дисциплина прусской армии механически переносилась на всю русскую военную и гражданскую службу, общественную и даже частную жизнь.
Павловские преобразования проводились без всякого плана и последовательности. Издав указ, понятый подданными как указ об ограничении барщины тремя днями в неделю, и указ о запрещении продавать на Украине крестьян без земли, император самолично роздал крепостникам более 600 тысяч человеческих душ и неоднократно распоряжался о жесточайшем подавлении крестьянских волнений войсками.
Запреты одновременно налагались на французские моды и русскую упряжь, ввоз всех иностранных книг и даже нот, на поездки русской молодежи за границу и употребление в русском языке слов «гражданин» и «отечество».
Освобождая Радищева и Новикова, Павел запрещал деятельность частных типографий. Начав царствование заявлением, что Россия нуждается в мире и выходе из антифранцузской коалиции, выступая против тяжкого рекрутского побора, Павел уже в 1798 году вступил в союз с Англией, Австрией и Турцией против Франции, порвав при этом дипломатические отношения с Пруссией.
Поссорившись затем с Англией из-за Мальты, император решил объединиться с Францией для похода в Индию (для чего из Петропавловской крепости был выпущен атаман Платов). Вопреки своему указу о престолонаследии от 5 апреля 1797 года, полагавшему конец праву государя
назначать себе преемника, Павел выписал из Германии 13-летнего принца вюртембергского Евгения, намекая на возможность устранить от престолонаследия своего сына Александра и ускоряя тем самым выступление им же созданной сильной оппозиции, представители которой покончили с императором в его замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.
Вводимые Павлом новшества были особенно наглядны в армии, ежедневно маршировавшей перед императорским замком. Вахтпарады стали символом идиотизма павловских нововведений — недаром их остроумно высмеял А. В. Суворов.
Неудобная форма, нечеловеческие движения, жестокие кары за малейшее нарушение были, казалось, специально призваны максимально оскорблять армию. В них была, однако, своя логика, позволявшая Павлу эффективно освобождаться от екатерининских офицеров.
В одном только конногвардейском полку из 132 старых офицеров к концу царствования Павла осталось двое, зато подпоручики 1796 года к 1799 году были уже полковниками, обязанными своим возвышением императору.
Даже многочисленные анекдоты о сумасшествии Павла помогали ему скрытно укреплять свою власть. Но ущемленное в своих привилегиях дворянство не могло допустить и не допустило стабилизации павловского режима.
Продолжение следует.
Павел правил недолго, но оставил яркий след в истории России. Одни боялись Павла, другие восхищались им, третьи предпочитали наблюдать за царем с почтительного расстояния. Несомненно одно: личность Павла I никого не оставит равнодушным. Однажды Павел вызвал на дуэль всех правителей Европы! Об этом можно прочесть статью научного сотрудника Русского музея в журнале «Вокруг света» номер 1 за 2013 год.
Да уж, дуэли не состоялось из-за смерти царя, а то был бы прецендент, да ещё какой!