Начало здесь.
Создание военно-морского флота относится к числу крупных достижений России времени царствования Петра I. Наряду с признанием государственной необходимости просвещения и основанием в стране высших учебных заведений, наряду с падением патриаршества и развитием рационалистической мысли необходимость строительства флота вытекала из предшествующего развития страны.
Польза от обладания морскими коммуникациями была издавна известна на Руси. Ослабленная ордынским завоеванием, имея лишь одну морскую границу на Севере, Русь воспитала поколения отважных мореходов, совершавших непростые даже для современных моряков походы, наладила морскую торговлю со странами Западной Европы.
Борьба за балтийские берега в XVI веке была отмечена действиями каперов и строительством военно-морской гавани под руководством знаменитого военного инженера дьяка Ивана Выродкова. Но поражение в Ливонской войне и Смута надолго отбросили Россию от Балтики.
В XVII веке, после воссоединения с Украиной, Российское государство приблизилось к Черному морю. Необходимость борьбы с новой волной османской агрессии в Европе, интересы русского дворянства и купечества влекли к нему взгляды государственных деятелей.
Правда, регулярные боевые корабли (среди которых выделялся 26-пушечный «Орел») начали строить в 1667 —1669 годах для охраны водных коммуникаций на Волге и в Каспии. Но уже в 1672 году под руководством Якова Полуектова под Воронежем были заложены 25 морских стругов
«для промыслу над турецкими и крымскими берегами». Под предводительством замечательного русского военачальника Григория Косагова эта флотилия сумела обойти турецкую крепость Азов и вышла в Азовское море.
Использование для строительства морских кораблей мелководных рек заставляло русский флот заведомо уступать неприятельскому. В 1688 году при обсуждении в верхах планов борьбы с османской агрессией было признано первостепенное значение черноморских коммуникаций, и главной базой будущего флота определен Крым.
Но свержение правительства Софьи и Голицына сопровождалось падением внешнеполитической активности России. Новые шаги к созданию морского флота были сделаны уже Петром I.
В 1696 году на реке Воронеже был заложен флот, первые корабли которого (2 линейных, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов) участвовали во взятии Азова. Вследствие переориентации внешней политики на Балтику флот остался недостроенным, а после потери Азова в 1711 году был уничтожен.
В 1702 —1704 годах мастера Сясьской, Олонецкой и Лужской верфей приступили к строительству боевых галер, удобных для северного театра военных действий. Русская флотилия участвовала в боях за выход в Балтику.
Строительство Петербурга и Кроншлота (Кронштадта) позволило значительно увеличить силы русского флота. Парусные линкоры и фрегаты, гребные скампавеи и галеры строились на новых морских верфях и закупались за границей.
Матросы рекрутировались в пожизненную службу из крестьян, дворянский командный состав обучался в Школе математических и навигационных наук (1701), в Морской академии (1715) и за рубежом;
широко приглашались и иноземцы. Новые корабли строились не только для Балтийского флота, но и для Беломорской и Каспийской флотилий. Морские сражения с сильным шведским флотом у Гангута (1714), Эзеля (1719) и Гренгама (1720) положили начало славе российских военно-морских сил.
Автор аннотации: А.П. Богданов
Продолжение следует.