Картины по русской истории. Е.Е. Лансере. Флот Петра Великого.

Начало здесь.

Flot_Petra_Velikogo

Создание военно-морского флота относится к числу крупных достижений России времени царствования Петра I. Наряду с признанием государственной необходимости просвещения и основанием в стране высших учебных заведений, наряду с па­дением патриаршества и развитием рационалистической мыс­ли необходимость строительства флота вытекала из предшест­вующего развития страны.

Польза от обладания морскими коммуникациями была из­давна известна на Руси. Ослабленная ордынским завоеванием, имея лишь одну морскую границу на Севере, Русь воспитала поколения отважных мореходов, совершавших непростые даже для современных моряков походы, наладила морскую торгов­лю со странами Западной Европы.

Борьба за балтийские берега в XVI веке была отмечена действиями каперов и строительством военно-морской гавани под руководством знаменитого военно­го инженера дьяка Ивана Выродкова. Но поражение в Ливон­ской войне и Смута надолго отбросили Россию от Балтики.

В XVII веке, после воссоединения с Украиной, Российское государство приблизилось к Черному морю. Необходимость борьбы с новой волной османской агрессии в Европе, интересы русского дворянства и купечества влекли к нему взгляды госу­дарственных деятелей.

Правда, регулярные боевые корабли (среди которых выделялся 26-пушечный «Орел») начали стро­ить в 1667 —1669 годах для охраны водных коммуникаций на Волге и в Каспии. Но уже в 1672 году под руководством Якова Полуектова под Воронежем были заложены 25 морских стру­гов

«для промыслу над турецкими и крымскими берегами». Под предводительством замечательного русского военачальни­ка Григория Косагова эта флотилия сумела обойти турецкую крепость Азов и вышла в Азовское море.

Использование для строительства морских кораблей мелко­водных рек заставляло русский флот заведомо уступать неприя­тельскому. В 1688 году при обсуждении в верхах планов борь­бы с османской агрессией было признано первостепенное значе­ние черноморских коммуникаций, и главной базой будущего флота определен Крым.

Но свержение правительства Софьи и Голицына сопровождалось падением внешнеполитической ак­тивности России. Новые шаги к созданию морского флота были сделаны уже Петром I.

В 1696 году на реке Воронеже был за­ложен флот, первые корабли которого (2 линейных, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов) участвовали во взятии Азова. Вслед­ствие переориентации внешней политики на Балтику флот остался недостроенным, а после потери Азова в 1711 году был уничтожен.

В 1702 —1704 годах мастера Сясьской, Олонецкой и Лужской верфей приступили к строительству боевых галер, удобных для северного театра военных действий. Русская флотилия участвовала в боях за выход в Балтику.

Строительство Петер­бурга и Кроншлота (Кронштадта) позволило значительно уве­личить силы русского флота. Парусные линкоры и фрегаты, гребные скампавеи и галеры строились на новых морских вер­фях и закупались за границей.

Матросы рекрутировались в по­жизненную службу из крестьян, дворянский командный состав обучался в Школе математических и навигационных наук (1701), в Морской академии (1715) и за рубежом;

широко при­глашались и иноземцы. Новые корабли строились не только для Балтийского флота, но и для Беломорской и Каспийской флотилий. Морские сражения с сильным шведским флотом у Гангута (1714), Эзеля (1719) и Гренгама (1720) положили нача­ло славе российских военно-морских сил.

Автор аннотации: А.П. Богданов

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: