Картины по русской истории. С.В. Иванов (ч. 3).

Начало здесь.

3. С. В. ИВАНОВ. Христиане и язычники

khristyane_i_yazychniki

Картина раскрывает суть социального противостояния, свя­занного с распространением христианства на Руси. Предста­витель государственной власти (князь или его наместник-огни­щанин) ведет за собой епископа.

Волхв принадлежит к простона­родью и выступает от его имени. Именно такое столкновение подробно описано в летописи, с официальных позиций пред­ставлено в древних житиях и проповедях.

К концу IX века восточнославянское язычество сочетало в себе большое количество древнейших и более новых культов. Для князей становилось все яснее, что эти культы не удовлетво­ряют государственным потребностям и новым общественным отношениям.

Последним приверженцем дружинной демократии был Святослав Игоревич. По преданию, мать его, княгиня Оль­га, крестилась. При ней в Киеве была церковь св. Ильи — ана­лога языческого бога-громовержца Перуна.

Немало христиан было в княжеской дружине. Вплотную к формированию  госу­дарственной религии приступил внук Ольги Владимир (980— 1015). Вначале на одном из киевских холмов, рядом со своим теремом, он поставил деревянных языческих идолов, узаконил человеческие жертвы.

Княжий воспитатель Добрыня утвер­дил культ Перуна и в северных, новгородских землях. Вскоре, однако, Владимир отказался от этой «Языческой реформы» и обратился к религиям, уже доказавшим свои преимущества для государственной власти.

Именно с этой позиции он рассмотрел три мировые религии: иудаизм, господствовавший у соседей хазар, магометанство, проникавшее из Волжской Болгарии, и христианство, успешно служившее государствам, возникшим на обломках Римской империи в Европе и частично в Азии.

Вы­бор восточного христианства (православия) диктовался непри­тязанием его на светскую власть, распространенностью, нали­чием славянской письменности, рядом внешнеполитических соображений.

Деревянные Перуны были сброшены в Днепр и Волхов. Началось крещение Руси (988). Но утверждение христианства по всем русским городам было длительным и не­простым процессом.

Ещё по теме:   Гулаг на Севере. А тем временем...

Отраженное на картине С. В. Иванова противостояние под­тверждается рассказами летописи. В конце XI века во время голода в Ярославле бедные смерды пошли за двумя волхвами, обвинявшими богатых крестьянок в чародействе, убивали их и отнимали продукты.

Дойдя до Белоозера, они вступили в бой с княжеским наместником Яном Вышатичем, приверженцем христианства. Смерды были разбиты, а волхвы отданы на съедение медведю.

Тогда же в Киеве был убит своими холопа­ми новгородский епископ Стефан, а в Новгороде против его преемника Федора выступил волхв. Епископ с крестом вышел к народу вместе с князем Глебом и дружиной, говоря: «Кто хо­чет веру взять волхва, то идет за ним; если же верует кто, пусть к кресту идет».

Князь и дружина стали на сторону епис­копа, народ же поддержал волхва: «И был мятеж в граде велик, и все поверили ему, и хотели побить епископа Федора». Тогда князь зарубил волхва топором, а дружинни­ки «утишили мятеж».

Автор аннотации: А.П. Богданов.

Продолжение следует.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий