Начало здесь.
3. С. В. ИВАНОВ. Христиане и язычники
Картина раскрывает суть социального противостояния, связанного с распространением христианства на Руси. Представитель государственной власти (князь или его наместник-огнищанин) ведет за собой епископа.
Волхв принадлежит к простонародью и выступает от его имени. Именно такое столкновение подробно описано в летописи, с официальных позиций представлено в древних житиях и проповедях.
К концу IX века восточнославянское язычество сочетало в себе большое количество древнейших и более новых культов. Для князей становилось все яснее, что эти культы не удовлетворяют государственным потребностям и новым общественным отношениям.
Последним приверженцем дружинной демократии был Святослав Игоревич. По преданию, мать его, княгиня Ольга, крестилась. При ней в Киеве была церковь св. Ильи — аналога языческого бога-громовержца Перуна.
Немало христиан было в княжеской дружине. Вплотную к формированию государственной религии приступил внук Ольги Владимир (980— 1015). Вначале на одном из киевских холмов, рядом со своим теремом, он поставил деревянных языческих идолов, узаконил человеческие жертвы.
Княжий воспитатель Добрыня утвердил культ Перуна и в северных, новгородских землях. Вскоре, однако, Владимир отказался от этой «Языческой реформы» и обратился к религиям, уже доказавшим свои преимущества для государственной власти.
Именно с этой позиции он рассмотрел три мировые религии: иудаизм, господствовавший у соседей хазар, магометанство, проникавшее из Волжской Болгарии, и христианство, успешно служившее государствам, возникшим на обломках Римской империи в Европе и частично в Азии.
Выбор восточного христианства (православия) диктовался непритязанием его на светскую власть, распространенностью, наличием славянской письменности, рядом внешнеполитических соображений.
Деревянные Перуны были сброшены в Днепр и Волхов. Началось крещение Руси (988). Но утверждение христианства по всем русским городам было длительным и непростым процессом.
Отраженное на картине С. В. Иванова противостояние подтверждается рассказами летописи. В конце XI века во время голода в Ярославле бедные смерды пошли за двумя волхвами, обвинявшими богатых крестьянок в чародействе, убивали их и отнимали продукты.
Дойдя до Белоозера, они вступили в бой с княжеским наместником Яном Вышатичем, приверженцем христианства. Смерды были разбиты, а волхвы отданы на съедение медведю.
Тогда же в Киеве был убит своими холопами новгородский епископ Стефан, а в Новгороде против его преемника Федора выступил волхв. Епископ с крестом вышел к народу вместе с князем Глебом и дружиной, говоря: «Кто хочет веру взять волхва, то идет за ним; если же верует кто, пусть к кресту идет».
Князь и дружина стали на сторону епископа, народ же поддержал волхва: «И был мятеж в граде велик, и все поверили ему, и хотели побить епископа Федора». Тогда князь зарубил волхва топором, а дружинники «утишили мятеж».
Автор аннотации: А.П. Богданов.
Продолжение следует.