Картины по русской истории. С.В. Иванов. Юрьев день.

Начало здесь.

Yurev_den

Картина открывает перед нами важную страницу в истории закрепощения русского крестьянства — основной массы насе­ления страны. К концу XV века право крестьянина жить там, где ему хочется, было уже сильно ограничено.

Феодалы стара­лись максимально затруднить уход крестьян со своей земли («отказ»). Ограничивала срок ухода 57-я статья Судебника 1497 года: «А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и не­делю после Юрьева дЬя осеннего».

Это время было выбрано феодалами не случайно. Урожай был собран, и с крестьянина легче было получить данную ему ранее ссуду и налоги. Мы ви­дим, что крестьянская семья, рассчитавшись с приказчиком или старостой, увозит с собой лишь небольшую часть урожая и скудные пожитки, оставляя дом, двор, корову… Надвигались морозы — крестьянин не мог уйти далеко, ему трудно было строиться на новом месте.

Поэтому крестьянский «выход» чаще всего был просто-напросто «вывозом» его другим помещиком, предлагавшим «подъемные деньги», ссуду зер­ном, скотом или двором, которая еще больше прикрепляла крестьянина к феодалу. Юрьев день просуществовал до конца XVI века.

Опричный террор нанес русскому крестьянству страшный удар. К моменту смерти Ивана Грозного по сравнению с сере­диной XVI века в самом центре России, в Московском уезде, обрабатывалось 16% пашенной земли, а в землях Новгорода и Пскова еще меньше.

Не все крестьяне были уничтожены — очень многие бежали на Урал, в Сибирь, Поволжье, на южные границы, на запад. Тем временем феодалы, как в сказке о «Ди­ком помещике», оставшись без рабочих рук, нищали и бедство­вали. Спасая казну и феодалов от экономического краха, пра­вительство Бориса Годунова приняло решение запретить крестьянам покидать обрабатываемые ими земли.

Отмена Юрьева дня была объявлена осторожно, под видом «заповед­ных лет», якобы временной меры. Около 1592 —1593 года, когда по стране было завершено описание земель («писцовые книги»), вышел указ о запрещении «отказа». Но мощная I Крестьян­ская война под предводительством И. И. Болотникова (1606— 1607) задержала окончательное закрепощение крестьянства.

Не добившись восстановления Юрьева дня, крестьяне массами, целыми деревнями уходили от помещиков, угоняя скот и унося весь инвентарь, пробираясь лесами или сражаясь на дорогах с правительственными войсками, уничтожая крепости и остро­ги.

Непрекращавшиеся всю первую половину XVII века крестьянские восстания заставляли правительство сохранять установленный еще при Годунове 5-летний срок сыска бег­лых, по прошествии которого крестьяне не подлежали возвращению прежнему владельцу. Классовая борьба почти полстолетия сдерживала рост оброка и барщины.

Важнейшим документом крепостного права стало Уложение 1649 года, объявившее наследственное для феодалов и потом­ственное для крестьян прикрепление крепостных к поместью или вотчине. «А отдавать беглых крестьян и бобылей (без­земельных крестьян) из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет», — гласило Уложение.

Мас­совые побеги и восстания, II Крестьянская война под предво­дительством С. Т. Разина (1670—1671) были продолжением борьбы с усилением крепостничества. Юрьев день стал одним из лозунгов вековой крестьянской борьбы за свободу.

Автор аннотации: А.П. Богданов

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: