Начало здесь.
Традиции школьного учения, высочайшее почтение к грамотности сохранялись на Руси, несмотря на бедствия ордынского завоевания. Благодаря развитию начальной школы к XVII веку уровень грамотности в России был по тем временам весьма высок.
Две группы населения были наиболее грамотными: это белое духовенство (от священника московского собора до сельского попа) и купечество, из среды которого вышли многие государственные и общественные деятели.
Купцы самостоятельно вели свою документацию и весьма заботились об обучении детей. Например, Яков Емецкий, умирая, писал, что двое его старших сынов «изучены промыслу, и изучены грамоте, и пети, и писати», а трое младших «не изучены ни промыслу, ни грамоте», а потому должны получить большую долю наследства, для учения.
Изучали купцы и иностранные языки, нанимая для этого приезжих иноземцев, составляя словари. Владели грамотой примерно на 70% монашество, на 65% — дворянство (в том числе многие женщины), на 40% — посадские люди, на 15% — крестьяне.
Особенно грамотным было крестьянство Русского Севера, менее задавленное крепостническим гнетом: крестьяне не только отдавали детей в школы, но усердно собирали библиотеки, писали книги, вели хозяйственные и летописные записи.
Начальные школы действовали по всей стране, равно в Москве или в Сибири. Например, в описи «обывательским дворам» Мещанской московской слободы (1677) значится горожанин, который профессионально «учит детей грамоте», и учит хорошо, поскольку в том же году под приговором мирских сходов в слободе стояли собственноручные подписи 36% населения, в 80-х годах — до 40%, в 90-х — до 52%.
Писцовая книга Боровска (1685) сообщает, что на торговой площади «построена школа для учения детям: построена она Рождественским попом Ефимом». В книге Кеврольского уезда (1673) значится «бобыль Якушко Павлов, прозвище Тренка, учит детей».
Средства на школу давали родители. Учитель был обычно один, а детей много, разных возрастов. Одни из них, как показано на картине, учили буквы и читали по складам, став на колени перед учителем.
Другие уже перешли от печатных и «уставных» рукописных букв к изучению скорописи. Часть детей уходила после уроков домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при школе.
Здесь они и питались — на лавке справа недаром стоит котелок с кашей. «Пожалуйте, государи, — писал из-за границы знаменитый дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, — прикажите в домишко мое, чтоб мальчика моего дали грамоте учить попу Григорию Опимахову и жил бы он у него в дому». Многие дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно со знанием иностранных языков.
В XVII веке главным учебником стал Букварь, неоднократно переиздававшийся Печатным двором. Кроме азбуки, грамматических правил и правил поведения буквари содержали прописи, статьи по вероучению, краткие словари.
Многочисленные азбуки-прописи для изучения скорописи бытовали отдельно, часто в них включалась арифметика. В Азбуковниках излагались грамматика, словари иностранных слов, сведения по истории, географии, философии, литературе и мифологии.
Пение было непременным предметом в начальной школе: без знакомства с «мусикией» человек не считался грамотным. Но учение не оканчивалось после выхода из школы — человек всю жизнь должен был учиться по книгам, ибо «книги суть реки, напояющие вселенную мудростью».
Автор аннотации: А.П. Богданов
Продолжение следует.