Музей изобразительных искусств. Архангельск. Становление.

Добрый день, друзья!

 Я испытываю большое удовольствие в посещении местных музеев города Архангельска. Каждое такое посещение я стараюсь запечатлеть на свой фотоаппарат,  поделиться мыслями с моими посетителями блога.

 Сегодня я хочу рассказать о музее изобразительных искусств. Уступая столичным собраниям по числу шедевров, наш музей дополняет общую картину развития русского искусства, сообщая ей особую окраску, связанную с историческими судьбами края.

 Мне понравились  интересные встречи с неизвестными произведениями знаменитых мастеров, открыл для себя художников, о которых раньше мне ничего не было известно.

 Время было буднее, посетителей немного. Благо в каждом зале новой экспозиции музея, кроме картин, были довольно подробные текстовые справочные данные. Я их аккуратно фотографировал, сейчас руки дошли упорядочить материал в маленький экскурс обзор.

Сто  произведений русской живописи XVIII – начала XX веков можно разбить в тематические группы:

1.Романовы;

2.Петр I. Рождение империи;

3.Женщины на троне;

4.Павел I и Павловичи;

5.История и убранство дома Е.К. Плотниковой;

6.Пиковая дама и другие…

 История возникновения коллекции русского искусства Архангельского музея изобразительных искусств относится еще к дореволюционным годам,  когда группа  энтузиастов организовала в Архангельске Общество любителей изящных искусств и обратилась в Императорскую Академию художеств с просьбой выделить для вновь создаваемого художественного музея картины русских художников.

 В 1916 году на заседании Комиссии по распределению картин в провинциальные музеи было решено отправить коллекцию художественных произведений в Архангельск.   Она была небольшой: всего девятнадцать картин, рисунков и скульптур, из которых до наших дней дошло лишь одиннадцать.

Самой значительной из них явилась работа М.Ф. Иванова «Ответа жду»,

 Otveta_zhdu

 за которую автор в 1900 году получил звание художника и высокую оценку И.Е. Репина: «»Ответа жду» хоть и напоминает Бастьен Лепажа, очень свежая вещь…»

Ещё по теме:   Свадьба на Русском Севере (часть 2)

Творчество его почти неизвестно, даже год смерти определен сравнительно недавно.

 Имя М. Иванова промелькнуло в каталогах передвиж­ных выставок,  и вскоре было забыто. А судьбе было угодно, чтобы с его картины, по существу, и начиналась история нашего музея.

 Но в 1916 году художественный музей в Архангельске создан не был. Уже в переписке с Академией городские власти отмечали, что специального помещения для музея в городе пока нет, выделенные Академией картины предполагалось временно поместить в Ольгинскую гимназию, начальнице которой было указано найти для них место.

 Поступившие в ноябре 1916 года картины были размещены в актовом зале гимназии и оставались там на долгие годы.

 Время было сложное: революция, интервенция, разруха — не до музея. Не одно поколение учеников гимназии, после революции ставшей 2-й трудовой школой Архангельска, каждый день встречало эти картины.

  В 1929 году картины были переданы в Северный краевой музей. Эта коллекция вскоре (1930 г.) пополнилась небольшим (двадцать работ) поступлением из Государственного Русского музея.

 При учреждении в 1960 году Архангельского музея изобразительных искусств (на базе художественной коллекции областного краеведческого музея) коллекция русского искусства была пополнена экспонатами Сольвычегодского историко-художественного музея.

  Работы русских художников поступили в этот музей в конце 1920 года из Государственного музейного фонда.

 Стараниями тогдашнего директора Сольвычегодского музея И.И. Томского из московского и Петроградского отделений Государственного музейного фонда был отобран ряд полотен.

 Это небольшое собрание долгие годы оставалось неисследованным. Никто не знал, откуда появились картины, какова их история, изменились даже их названия.

 А оказалось, что некоторые из них побывали в своё время на крупных дореволюционных выставках, были в известных музейных собраниях.

  Так, на выставках Товарищества передвижников экспонировались когда-то «Сумерки» И. Шишкина, «Талант» Н. Богданова-Вельского,

Ещё по теме:   Картины по русской истории. В.М. Кустодиев. В московской гостиной.

 Talant

 «Хозяйка» Н.Касаткина,

 Khozyayka

 «Ставка проиграна» А. Литовченко

 Stavka_proigrana

Ряд работ было  в собрании Московского Публичного и Румянцевского музея.

 Эту коллекцию дополнили работы местных художников А.Борисова и С. Писахова, а также несколько старинных портретов, собранных в краевед­ческий музей после революции из различных учреждений старого Архангельска.

  В целом собрание картин русских художников было случайным и немногочисленным. В 1966 году музей впервые открыл свои экспозиции, и в двух небольших залах было выставлено около пятидесяти произведений русской живописи.

С первых лет своего существования музей вёл активную собирательскую работу.

 Организуя экспедиции на территории Архангельской области, в результате которых создались ценнейшие коллекции северной древнерус­ской живописи и скульптуры, народного искусства Русского Севера.

  Сотрудникам музея  удалось установить добрые отношения с рядом московских коллекционеров, уговорить их расстаться с произведениями, которые были необходимы музею.

На сегодня это все. Следите за продолжением по моим постам. Пишите комментарии, всегда рад их читать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: