Николай Ге

Необычной фамилией художник обя­зан иммигрировавшему в Россию во время Великой французской револю­ции дворянину Matieu de Gay— своему прадеду. Отец художника, с уже вполне русским именем Николай Осипович, был военным. Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже.

Детство его про­шло в поместье отца на Украине. Окончив Киевскую гимназию, где преподавал из­вестный историк Н. И. Костомаров (через двадцать пять лет Ге напишет портрет своего учителя), юноша поступил

на ма­тематическое отделение философского факультета Киевского университета, затем перевёлся на тот же факультет в Санкт-Петербургский университет.

Молодой студент-математик был в вос­торге от картины Карла Брюллова «По­следний день Помпеи » и, как только пере­ехал из Киева в Петербург, стал посещать вечерние классы Академии художеств, а затем, оставив университет, перевёлся в академию.

Ге пишет первые академические рабо­ты, ничем не отличающиеся от массовой историко-мифологической продукции, против которой спустя всего несколько лет станут протестовать его будущие дру­зья — передвижники.

Единственное, что выделяет живопись молодого художника этого раннего периода, — контрастное драматическое освещение, сродни тому, что Караваджо внёс в академическую жи­вопись Италии XVII века.

Получив за кар­тину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» большую золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу, Ге вместе с женой отправляется в Италию. Они прожили в этой стране тринадцать лет. В Италии родились их дети.     

Когда изучаешь события жизни Ге, невольно обращаешь внимание на то, что он    всегда или опаздывал, или опережал массовый вкус и направление работы других  художников, оставаясь одинокой фигурой не только в русском, но и в европейском искусстве.

Пейзажи, созданные Ге в Италии, — по­следний вздох романтического отноше­ния к природе. Горы, озёра, цветущие деревья, морские закаты и архитектурные задники жанровых сцен — вполне в духе романтической продукции европейских художников, работавших в Италии в пер­вой половине XIX века.

Но вдруг на фоне этих милых и, несомненно, имевших ком­мерческий успех работ возникают эскизы и большие исторические полотна совсем другого характера.

Николай Ге поклонялся Брюллову, в Риме посетил мастерскую Иванова. Но первый оригинальный замысел — «Тай­ная вечеря» (1863) — никак не связан с влияниями Брюллова и Иванова.

gay10

Здесь контрастная светотень доходит до апо­феоза, когда один из главных персонажей картины — Иуда — полностью оказы­вается захваченным тенью, загородив собой источник света.

Всё в этой картине выражено не иллюстративно, а пласти­чески. Именно владение универсальным художественным языком отличало Ге от многих собратьев-передвижников, слишком привязанных к российским проблемам и сюжетам.

Несомненно, для Ге сюжет, текст, тоже был очень важен, но, подобно Александру Иванову, он вы­бирал, как правило, «сюжет всемирный» и, даже когда касался национальных исторических

проблем, оставался лаконичным в композиции, которая сразу считывалась как конфликт двух личностей, двух стихий, двух фактур. И хотя в «Тайной вечере», порывая с иконографической традицией, он придал лицу Христа черты Герцена, с которым встречался в Италии, а апостола Петра — свои собственные, главное содержание картины не зависит от времени и места.

Одновременно с появлением картины Ге в Париже была издана книга Жозефа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». Через год книга появилась и в русском перево­де. Написанная с позиции критически настроенного историка, книга показы­вала Христа, скорее, как Сына Чело­веческого, чем как богочеловека.

Этот исторический труд оказал огромное вли­яние на мировоззрение всей читающей публики второй половины XIX века. Так соединение актуальности затронутой темы и творческой эмансипации живо­писца принесло картине «Тайная вече­ря» большой успех: Ге получил звание профессора Академии художеств, минуя звание академика, а картину приобрели для музея академии.

Следующей крупной работой на еван­гельский сюжет стало созданное в 1867 году полотно «Вестники Воскресения». В письме писателю Н. Г. Гарину Ге так опи­сал её содержание: «Мария Магдалина стала заревом иного света, встречая у самого источника мрачный образ тьмы, уже сравнением вступает в борьбу и тем самым начинает ряд побед — историю свободы человека, венчанную в Воскресении Сына Человеческого».

Источник: http://www.nkj.ru/

Фотогалерею работ Ге смотрите здесь.

История живописи, насчитывающая тысячи лет, неотделима от истории развития цивилизации. Живопись — это вечный поиск совершенного образа ускользающего мира, в котором отражается сам человек со всеми своими достоинствами и слабостями.

«Всеобщая история живописи» всемирно известного немецкого искусствоведа Рихарда Мутера, собравшего поистине колоссальный материал по истории изобразительного искусства стран мира, — это возможность вновь пережить наиболее волнующие и запоминающиеся моменты этого вечного движения человечества к идеалу
Языки: Русский Издательство: Эксмо ISBN 5-699-18136-0; 2007 г.

Дополнительные характеристики Страниц 1004 стр.
Формат 84×108/16 (205х290 мм)
Тираж 5000 экз.
Переплет Твердый переплет
Масса 1,9 кг

http://tovary.bugaeff.ru//order/istoriya



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: