Начало здесь.
В матрикулы сообщества Перуджино был внесен как «живописец», и это открывало перед молодым мастером возможность начать самостоятельную карьеру. С этого момента и на протяжении последующих лет деятельность Перуджино протекала в важнейших художественных центрах Италии того времени — во Флоренции, Риме, Венеции и Перудже.
За свою жизнь Перуджино создал огромное количество произведений. Он был неутомимым тружеником и превосходным организатором. Говоря современным языком, он был осмотрительным предпринимателем, возможно, первым в истории искусства художником-подрядчиком.
Ему удавалось одновременно управлять двумя мастерскими. Одна из них была открыта в начале 1470-х годов во Флоренции, где учились такие флорентийские художники, как Рокко Дзоппо, Баккьякка и молодой Рафаэль. Другая в 1501 году в Перудже, откуда вышло целое поколение живописцев, способствовавших широкому распространению художественных идей учителя.
И все это, не считая бесчисленных заказов, поступавших из других городов Италии. Свойственное Перуджино обыкновение подолгу затягивать выполнение работ, прерывая начатое и возвращаясь к нему по нескольку раз, позволяло художнику в одно и то же время трудиться сразу над несколькими произведениями и никогда не оставаться без заказов.
Прекрасная внутренняя организация мастерских помогала с наибольшей отдачей использовать труд помощников и способствовала распространению замечательных, новаторских композиционных замыслов мастера, которые получили широкое признание у публики и находили спрос в любом уголке Италии.
/Мадонна с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном/
Во времена Перуджино частое повторение одного и того же сюжета отнюдь не считалось признаком отсутствия воображения или композиционного дара. Напротив, это лишь подтверждало, что тот или иной художественный образ особенно удался мастеру и получил высокую оценку, и очень часто художник делал реплики своих же работ непосредственно по требованию заказчика.
Распространение и повторение целых композиционных схем или же их отдельных фрагментов было особенно типично для практики больших флорентийских мастерских Гирландайо, Боттичелли, а позднее и для боттеги (мастерской) Рафаэля.
Обычно главы мастерской при работе над художественным произведением оставляли за собой выполнение наиболее ответственных частей, доверяя помощникам участки менее важные, например пределлы.
Со временем такой подход превратился в широко распространенное правило, позволявшее сокращать сроки исполнения заказа.
Однако композиционный замысел всегда оставался безусловной прерогативой Перуджино, разрабатывавшего идею с помощью графических эскизов и переносившего ее с помощью подготовительных прорисей и картонов на подготовленную для живописи поверхность.
Найденные Перуджино новые изобразительные решения оказали огромное влияние на современников и получили самое широкое признание. Когда мастер сам не принимал непосредственного участия в работе, он внимательно следил за действиями своих учеников и помощников.
Как правило, участие в создании одного произведения нескольких исполнителей не снижало качества и не нарушало единства общего впечатления. Помощники крупного художника, каковым был Перуджино, стремились подчинять индивидуальные приемы работы манере живописи других членов мастерской и в первую очередь признанному стилю возглавлявшего ее мастера.
Не сохранилось никаких документов, относящихся к периоду, предшествующему 1472 году, времени, когда членство в сообществе Святого Луки свидетельствовало о достижении Перуджино полной технической зрелости и его готовности начать самостоятельную деятельность живописца.
Нет источников, касающихся и первых лет этой самостоятельной деятельности. Лишь на основе стилистического анализа можно попытаться установить хронологию приписываемых художнику произведений.
Учитывая огромное число картин, вышедших из мастерских Перуджино, вполне логичным представляется использование следующего критерия при их оценке. Произведения, основную черту которых составляет ярко выраженный поиск выразительности, достигаемый с помощью точного рисунка, восходящего к флорентийским традициям, можно датировать началом 70-х годов.
Напротив, к более позднему времени следует отнести те работы (в том случае, если документальные свидетельства отсутствуют), в которых все ярче проявляется сближение с новой манерой живописи, той самой, что со временем будет определять язык классического искусства, утвердившегося в Риме в начале XVI века при папах Юлии II и Льве X.
Творцом этой новой манеры, этого классицизма, достигающего почти античной чистоты языка в спокойном равновесии композиции, точности и изяществе рисунка и яркости насыщенного светом колорита, был именно Перуджино.
/Оплакивание/
Вместе с ним в искусстве появляется «характерное, волнующее, впечатляющее». Он превзошел всех в изображении пространства и создании монументальных, гармоничных и почти музыкальных в своем ритмическом построении композиций.
Герои, населяющие его картины и фрески, утрачивают конкретные черты земных мужчин и женщин, обретают тот «нежный и ангельский облик», который хотели видеть в искусстве современники Пьетро.
Фигуры в картинах позднего Перуджино торжественны и монументальны. Они величественны, лишены всего случайного. Подобному впечатлению способствует и особое, невиданное прежде созвучие цвета и линий, характеризующее язык нового классицизма.
Такова дань старого мастера молодому искусству Рафаэля. Перуджино умер в Фонтиньяно в феврале 1523 года во время эпидемии чумы, когда работал над маленьким алтарным образом, заказанным по обету монахами из Оратория Аннунциата.
В его последнем художественном «послании» проступает интерес к новому искусству. Это неудивительно, если учесть, что Перуджино был мастером гораздо более сложным и гибким, чем принято считать.
Он всегда тонко чувствовал поставленные перед ним живописные задачи. О гибкости художника красноречиво свидетельствует композиция Поклонение пастухов из Треви: декоративная и простодушная
трактовка очень далека от спокойно-величавого изображения того же сюжета в Полиптихе Святого Августина. Вопреки сложившемуся определению Перуджино как «официального живописца», его творчество открывает нам истинный масштаб таланта и личности художника.