Поморы ставили кресты…

Прекрасная погода в День Победы в Архангельске сменилась — на следующий день вовсю хлестал почти непрерывно с ветром дождь.

К воскресному утру дождь стих, а ветер значительно усилился. На подходе к Северному морскому музею часть ограждения Красной пристани легла навзничь:)

 DSCN9644

Бррр… пора поспешить под крышу Северного морского музея, благо здесь есть что посмотреть — открылась выставка «У Студеного моря», посвященная поморскому судостроению и промыслам.

Студеное море — древнее название Северного Ледовитого океана, к которому относятся Белое и Баренцево моря.

Основные районы расселения и хозяйственной деятельности поморов — устья рек, впадающие в эти моря.

Поморский берег — широкое понятие, сюда надо добавить и Терский берег, Кандалакшский берег, Карельский берег,  Онежский берег, Летний берег, Зимний берег…

Это названия прибрежных территорий Белого моря, где, сохраняя вековые традиции, жили поморы, занимаясь исконными для Севера промыслами — ловлей рыбы и охотой на морского зверя.

Передо мною подлинные исторические памятники — уникальные предметы поморского промыслового и судового оборудования,

орудия рыболовного и зверобойного промыслов, поморские навигационные приборы, фрагменты поморских судов, судостроительные и такелажные инструменты

На фото — лодка-седок для перевозки живой рыбы (конец 19 века),

DSCN9645 

мотовило — приспособление для сушки нитей при вязании поморами сетей.

Глядя на кой-молот сразу понимаешь, какой недюжинной силой надо было обладать, чтобы надежно забивать колья сети в море.

Впрочем, это не единственный инструмент, где требовалась физическая сила. Плотники-судостроители для сверления дерева в начале 20 века еще пользовались приспособлением, где режущей кромкой была не винтовая линия коловорота, а плоское металлическое острие похожее на отвертку.

Из навигационного оборудования на выставке представлен деревянный малый компас поморов 19 века — начала 20-го. Иначе его называли ветрометом.

Для удачной рыбной ловли и добычи морского зверя поморы с древних времен соблюдали обычаи своих предков.

Так на одной из многочисленных фотографий можно видеть несколько десятков крестов на острове Самбалуда (Белое море, 55 км от северного побережья Б. Соловецкого острова).

Поморы ставили кресты в ожидании благоприятного ветра. По другой версии — в память о погибших, в благодарность богу за спасение.

Надежда на благоприятную погоду и богатую добычу во время морского промысла — было главным в помыслах поморов.

Искусно выполнены местными умельцами (Л.Н. Мыльников и др.) макеты поморских судов.

Впрочем, с интересом разглядываешь и суда более позднего периода. Для примера — на фото ниже макет ледового причала

 DSCN9646

Операция «ледовый причал» впервые была осуществлена советскими теплоходами в 1976 году, когда теплоход «Мироныч» Северного морского пароходства выполнил

экспериментальный рейс, доставив груз на ледовый припай у Варандея» тем самым открыв новую страницу использования транспортного флота в осуществлении погрузочно-разгрузочных работ в арктических ледовых условиях для месторождений газа и нефти.

На площадке возле морского музея — галерея наших славных покорителей Арктики: Папанин, Седов, Курочкин…

Бюсты в состоянии коим надо ремонт. К сожалению, планом  преобразования набережной Северной Двины в представлении мэра пока такие «мелочи» не предусматриваются.

Есть в планах  многое: берегоукрепление, реконструкция Красной пристани, пляж будущего, обеспечение по всей Набережной зону «Wi-Fi» и другое, только не это.

Это касается и памятника жертвам интервенции 1918 — 1920 гг. — в двух шагах от морского музея

DSCN9651

Здесь уже не просто ремонт требуется, а незамедлительный ремонт, иначе цветочные чаши, окружающие основную стелу, вот вот завалятся:(

 DSCN9662

Планы — громадье, уважаемый В. Павленко, начните с малого, но важного.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: