Специфика и техника рисунка

Добрый день, друзья!

Сегодняшний пост в нашей рубрике домашнего музея мы посвятим азам специфики и техники рисунка.

 Специфика искусства рисунка заключается в более непосредственной, по сравнению живописью. связи между внутренним импульсом художника и его воплощением.

Именно рисунок позволяет удержать и через века донести до зрителя свежее впечатление, непосредственную реакцию художника на натуру, игру его фантазии.

Это более интимная область творчества, раскрывающая темперамент художника. В отличие от живописного произведения, передающего целостную систему

мировосприятия автора, рисунок — прежде всего экспромт, своего рода творческая лаборатория, инструмент подготовительной работы не только художника, но и

архитектора или скульптора, область эксперимента с формой или сюжетом, которые иногда не могут быть переведены в живописные формы.

Вплоть до XV—XVI вв. рисовали на деревянных дощечках, пергаменте, а с XIV в.— на бумаге.

molodoy_chelovek

/Андриссен, Юриан: Молодой человек с камерой-обскура     Время создания: около 1810-1819
 Материал и техника: перо, отмывка коричневым тоном, на бумаге
 Размеры: 258 х 180 мм
 Местонахождение: Амстердам,
 Государственный музей (Рейксмузеум), Государственный кабинет гравюр
 Стиль, направление, эпоха: реализм
 Страна: Нидерланды (Голландия)/
 

 Самый древний инструмент для рисования — металлический грифель (штифт). В средние века художники рисовали обычно свинцовым штифтом, который оставлял мягкие, легко стирающиеся линии.

Поэтому им набрасывали общие композиционные линии, а затем уже разрабатывали рисунок другими материалами. В XV в. любимым инструментом рисовальщиков становится серебряный штифт.

Им рисовали на грунтованной или тонированной бумаге. Работа серебряным штифтом требует большой точности, так как проведенные им линии почти не стираются.

Им пользовались такие великие мастера линейного рисунка, как Я. ван Эйк, А. Дюрер, X. Хольбейн Младший, Леонардо да Винчи, Рафаэль.

Серебряный штифт теряет свое значение к середине XVI в. В это время преобладает свободный тональный рисунок и появляется графитный карандаш.

Первоначально им пользовались лишь для вспомогательных целей, но когда в конце XVIII в. научились изготовлять карандаши различной твердости, а также резинки (до того линии стирали хлебным мякишем), графитный карандаш становится очень популярным.

В первой половине XIX в. блестящим мастером рисунка графитным карандашом был французский художник Ж. О. Д. Энгр, тонкой контурной линией виртуозно передававший игру света на поверхности предметов, несколькими скупыми штрихами — человеческий характер.

В России прекрасными рисовальщиками в первой половине XIX в. были О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. О. Орловский, А. А. Иванов. Во второй половине XIX в. остропсихологические рисунки графитным карандашом создали И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.

korabl

/Пюже, Пьер: Корабль в гавани  Время создания: 2 половина 17 века
 Материал и техника: перо коричневым тоном, на бумаге
Размеры: 400 х 530 мм
Местонахождение: Париж,
Школа изящных искусств, личные коллекции
Стиль, направление, эпоха: барокко
 Страна: Франция/

Рисовали художники и пером: тростниковым, гусиным, позже — металлическим. Пером охотно пользовались живописцы Рафаэль, Рембрандт, Дж. Б. Тьеполо, В. ван Гог и другие, но также и скульпторы, например Микеланджело.

Рисовали обычно чернилами, тушью, сепией. Часто применяли комбинированную технику пером и кистью. И если в XV—XVI вв. предпочтение отдавали перу, то в XVII—XVIII вв. — кисти.

Из мягких инструментов для рисования особенно интересны уголь, итальянский карандаш и сангина. Они дают свободные, широкие штрихи, но легко стираются или осыпаются с поверхности листа или холста.

Такие рисунки необходимо закреплять. Линии, проведенные углем, получаются глубокие и бархатистые, но несколько грубоватые.

Одновременно с углем во второй половине XV в. получил распространение так называемый итальянский карандаш, или черный мел; им исполняют рисунки на больших листах, лепят формы светотенью.

Сангину, или красный мел, ввел в употребление Леонардо да Винчи. Эта техника еще более приближается к живописи, так как дает возможность работать не штрихом, а пятнами. Ею увлекались мастера динамической линии, особенно живописцы, такие, как П. П. Рубенс, А. Ватто, О. Фрагонар.

Слово «сангина» происходит от латинского «сангвинеус» — «кроваво-красный». Так называют карандаши без оправы, изготовленные из каолина и окислов железа, а также технику рисунка этими карандашами.

В древности в качестве красочного материала применяли обычную минеральную охру, окрашенную окислами железа в красный цвет, по своему составу близкую обычной сангине.

В эпоху Возрождения в Италии охру смешивали с другими красителями, прежде всего с так называемой сиенской землей красновато-коричневого цвета,

полученную смесь пережигали и получали светлые, темные или фиолетово-красные сангины (их цвет зависел от того, сколько времени смесь находилась в огне).

Художники эпохи Возрождения ценили сангину за ее живописность, способность смягчать острые контрасты на бумаге, особенно в затененных местах рисунка. Во время работы сангиной ее можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха.

Теплый красно-коричневый тон сангины, близкий телесному тону, возможность легко удалять неудачные штрихи привлекли к технике сангины многих замечательных мастеров.

Сангиной исполнены портреты Леонардо да Винчи, П. П. Рубенса, бытовые сцены А. Ватто, Ж. Б. С. Шардена, пейзажи О. Фрагонара. В искусстве XIX—XX вв. сангина употребляется довольно редко.

Примечание: желающим больше узнать по этим вопросам рекомендую заглянуть сюда



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: