Свадьба на Русском Севере (Часть 4)

Начало здесь.

В день свадьбы жених облачался в подаренную невестой специально вышитую рубашку, чем подтверждал свой новый статус и демонстрировал мастерство своей избранницы

DSCN7740

/На фото: Рубаха мужская свадебная начало XX века. Х/б ткань./

Костюм новобрачной:

 DSCN7754

/На фото: Костюм новобрачной. Конец XIX — начало XX века. Сольвычегодского уезда Вологодской губернии/.

Приданое

Пока молодые были у венца, специальные свадебные чины забирали с выкупом необходимую часть приданого у матери невесты. Нередко она представляла собой постельные принадлежности — перину, подушки и бельё, необходимую одежду и дары родне жениха, которые новобрачная раздавала во время свадебного застолья.

Основную часть приданого особо торжественно привозилась после свадьбы, когда родителям молодой жены уже было ясно, что необходимо молодой семье.

Хорошее приданое давало женщине некоторую имущественную независимость и более престижное положение в семье мужа. Кроме того, размеры и качество приданого обеспечивали ей уважение в обществе.

В конце XIX — начале X века кроме одежды, постели и тканых принадлежностей, собранных невестой и ее матерью, в приданое давали благословенные иконы, мебель, медную т оловянную утварь, украшения из серебра и жемчуга, различные предметы житейского обихода, трудовой инвентарь, скот.

В Поморье невестам было принято выделять промысловую одежду, орудия лова, лодки, а у богатых поморов даже промысловые суда. Реже в приданое давали деньги, дома, земельные наделы.

Приданое всю жизнь оставалось собственностью жены, в случае её смерти наследовалось, обычно дочерьми, а у бездетных возвращалось её родным.

Свадебный поезд

Из церкви новобрачные ехали в одних санях сразу в дом жениха, что принципиально отпичаат севернорусскую свадьбу от южнорусской. Для свадебного поезда выбирали лучшие сани,

DSCN7486

богато украшенные резьбой и росписью, праздничную упряжь для лошадей

DSCN7750

/На фото: Дуга с колокольцем. Конец XIX начало XX вв Кургоминская волость Шенкурский уезд Архангельской губернии. Дерево, металл, резьба роспись, литье/.

К дугам и сбруе подвязывали много колокольчиков, бубенцов, шаркунов, чтобы приближение свадебного поезда слышалось издалека.

В каждой деревне, через которую проезжали молодые, им перегораживали дорогу, требуя выкуп. Дружка откупал дорогу деньгами, вином, сладостями.

Приводное и свадебный пир

В доме жениха новобрачных встречали свёкор со свекровью и  благословляли их иконой и хлебом — солью, осыпали житом, чтобы жизнь новой семьи была благополучной. Смысл этих обрядовых действий заключался в передаче молодой паре плодородной силы зерна в обеспечении продолжения рода.

Перед большим застольем собирался малый стол для жениха и невесты.

Традиционно свадебный пир начинался с чаепития. После угощения чаем вносили следующую перемену — рыбники. В месте с ними подавали вино. Во время свадебного периода спиртного употреблялось много, это была самая большая статья расходов.

Важную роль в свадебных обрядах играло угощение пивом, которое все участники пира в очередь черпали из братыни

 DSCN7756

\На фото: Братыня для пива. Начало XX века. Дерево; Ковш резной для пива. XIX век. Дерево; стаканы оловянные. Начало XX века. Поднос медный. Начало XX века./

Во время застолья молодая обносила каждого чаркой, за что её одаривали деньгами.

Большое значение придавалось каше — традиционному блюду обрядовых застолий. На свадьбе гости периодически замечали, что каша «бессолая». В ответ молодые должны были её «солить»!,

т.е. целоваться, «солить кашу» заставляли и родителей жениха, а иногда и всех гостей, пришедших парами. Последним вносили кисель, что знаменовало конец пира, и молодых уводили спать.

Фотографии выставочной экспозиции здесь.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: