Свадьба на Русском Севере (Часть 8)

Начало здесь.

Игрушки

Игрушки выполнили очень важную роль в развитии ребёнка. Изготовленные взрослыми из  подручных материалов в традиционной  манере, повторяя образы детского фольклора они не  просто формировали образное мышление, но и служили о6ерегами.

DSCN7796

Подрастая, ребенок переходил от шаркунков и каталок к более сложным сюжетным играм с куклами и фигурками животных. В игре он проходил своеобразную подготовку к участию и трудовой и обрядовой жизни деревенской общины, постигал азы ремесла и рукоделии.

В игрушках  маленьких крестьянских детей не было принципиального разделения на предназначенные дли мальчиков и девочек. К примеру в XIX — начале XX вв. мальчикам младше семи лет не возбранялось играть в куклы.

Это объясняется универсальностью традиционных типов игрушек, их близостью к окружающей ребенка природной и социальной среде.

Взросление

Крестьянские дети с 6-7 летнего возраста постепенно переходили посредством игры к посильной помощи по хозяйству. Процесс трудового воспитания никто не планировал: имея перед глазами пример взрослых, проводивших почти всё время в непрерывных домашних и сезонных работах, ребёнок с малолетства усваивал мысль о необходимости постоянно трудиться.

Девочки с малолетства помогали растить младших детей, под руководством матери и бабушки учились огородным и полевым работам, стряпне и женским рукоделиям для «нагнетания» сундука с приданым

Sunduk

Мальчики помогали отцу в уходе за лошадьми, на охоте, в поле, обучались ремеслам, принимали посильное участие в постройке домов и судов. Положение девочки в северной деревне было хуже, нежели мальчика.

Её с рождения воспринимали будущей разорительницей семьи, имея в виду будущие расходы на приданое, поэтому постоянно занимали в хозяйственной деятельности и редко отпускали играть.

С 8-9 лет подростки могли зарабатывать самостоятельно: девочки нанимались в няньки, на Русском Севере их называли «пестуньями«, а мальчики шли в пастушки, участвовали в морских промыслах в качестве «зуйков» — юнг.

Ещё по теме:   От подражания к воплощению свободных символов

В семейном и промысловом трудовом коллективе они учились почитать старшинство, перенимали опыт и нравственные ориентиры. С 10-12 лет и мальчики и девочки трудились наравне со взрослыми, уже без послаблений.

Наше неспешная прогулка в историю крестьянской семьи Русского Севера конца XIX — начала XX вв. подошла к концу. Прежде, чем попрощаться с вами, уважаемые гости блога, приведу еще одну фотографию из экспозиции Архангельского краеведческого музея

DSCN7800

/на групповом фотостенде: 

1. Мать и дочери в праздничном наряде Начало XX в. Из книги Т.А. Бернштам «Народная культура Поморья» Фотокопия.
2. Девушки. Начало XX в.Шенкурский уезд Архангельской губернии. Фотокопия.

3. Парень в будничной одежде. Начало XX в. Поморский берег, Архангельская губ. Фотокопия.
4. Крестьяне Мезенского уезда, Архангельская губ. Фотокопия.

5. Девушки в праздничной одежде. Начало XX в. Поморье.  Архангельская губ. Фотокопия.
6. Парни в выходной одежде. Начало XX в.  Мезень.  Архангельская губ. Фотокопия./

Примечание: Мои фотографии из постов этого цикла, а также другие в лучшем, чем здесь разрешении,  выложены в фотогалерею, щелкаем здесь — приятного просмотра!

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий