Свадьба на Русском Севере

Свадебная обрядность Архангельского Севера конца XIX начала XX века — яркое и сложное явление народной культуры, надолго сохранившее глубоко архаичные черты и напоминавшее многодневное театрально — драматическое действо.

DSCN7692

/Здесь и далее приведены мои фотографии с экспозиции Архангельского краеведческого музея. На фото:
Костюм девичий праздничный.   Конец   XIX начало XX веков.
Поморье:
1. Повязка девичья. Галун, фольга, бумага, полотно. Жемчуг, бисер, ручное шитье, вышивка, низание
2.   Шейное украшение «заборошник».
Холст, бель, золотный шнур, бисер, стекло, перламутр, металл, саженье по бели, ручное шитье
3.  Рукава. Х/б ткань, ручное шитье
4. Коротена. Парча, шелк, галун, металл
5. Юбка штофная. Шелк, галун/

Свадебный обряд представлял собой комплекс ритуальных актов необходимых, с точки зрения наших предков для перехода парней и девушек брачного возраста в новую социовозрастную группу с целью продолжения рода.

Главными действующими лицами свадьбы были жених и невеста, их родители, сват, божатка (крестная мать невесты), тысяцкий боярин (как правило, крестный жениха), подружки невесты, дружка и поддружья жениха, а также вся дальняя и близкая родня.

Свадебный обряд проводился последовательно в три этапа довенчальный (сватовство, рукобитье, обряды прощания невесты с прежней жизнью и подготовка к переходу в новое качество), собственно свадьба (венчание, свадебный пир, брачная ночь молодых) и послесвадебный (второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой жены к семье и дому мужа).

Свадебной обрядности свойственна широкая вариативность в рамках одного обрядного акта существовало множество локальных традиций, местных особенностей, характерных для того или иного района Архангельской губернии.

Отличительной чертой русской свадьбы была ее насыщенность песнями, причетами, приговорами, специальными речевыми формулами, приуроченными к определенным ритуальным актам.

Свадьба сопровождалась большим количеством магических действий, призванных защитить брачующихся от злых сил, дать им плодовитость, достаток и семейное счастье.

Временем свадеб в деревнях Архангельского Севера считался период от Крещения (19 января) до масленицы.

Сватовство

Начинали сватовство родители жениха. Невесту для сына выбирали из равной по материальному положению семьи, учитывая здоровье, трудолюбие н личностные качества девушки.

В качестве свата,

DSCN7694

/На фото: Костюм свата:

1. Визетка домотканая Начало XX в. Русский Север; сукно, х/б ткань
2. Пояс плетеный, конец XIX — начало  XX в.Русский Север; шерстяные нити
3. Рукавицы вышитые. Начало  XX в.
Шенкурский уезд Архангельской губернии. Сукно, х/б ткань./

как привило выступал родственник жениха или известный в селе знаток своего   дела,   иногда   сватовство Доверяли женщинам.

Войдя в избу, сват останавливался перед матицей и стоя заводил разговор о свадьбе. Отказывать сватам сразу, как в торопиться с согласием, было не принято,

В большинстве случаев приглашали жениха с роднёй «смотреть невесту». что и считалось настоящим сватовством, а любое сватовство было честью для девушки.

Символами неудачного сватовства на Русском Севере были поварёшка и мутовка

DSCN7704

«Заработать поварёшкой в лоб» означало получить отказ от невесты, а подбрасывание мутовки или помела в сани

DSCN7486

/На фото: Сани выездные. Конец 19 — начало 20 вв. Дерево, металл, роспись, ковка./.

к сватам считалось не только злой насмешкой над ними, но и негативным магическим посылом против намечающейся свадьбы.

Если родители были согласны отдать дочь замуж, то выносили самовар, приглашали сватов за стол

DSCN7488

и за чаем договаривались о дне осмотра хозяйства жениха, без чего окончательного согласия не давали.

Когда жених и его родня были хорошо знакомы, сразу приступали к обсуждению условия свадьбы и назначали день рукобитья.

Фотографии и дополнительный материал по теме выложены мной здесь.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: