1362 персоналия!

Что вы сейчас читаете? Частый вопрос, который мы задаем друг другу. Читаю я давно, а будучи на отдыхе, — читаю много. Некоторые книги настолько интересны, что, как правило, я их читаю и делаю выписки. С увлечением прочитал и посоветовал друзьям книгу: Житомирская С.В. Просто жизнь — М.; «Российская политическая Энциклопедия» (РОССПЭН), 2008. — 600 с.

Книга Просто жизньПоражает именной указатель — всего 1362 персоналия! В него в большей части входят коллеги по работе; интересно дан материал о кухне, творящейся в архивах, где автору пришлось работать. Её критика соратников и начальства (по лесенке снизу вверх, вплоть до министров) будет более привлекательна тем, кто так или иначе сведущ в архивных делах нашей страны в разные периоды истории.

Что ещё поражает, так это уникальная память автора, начиная с воспоминаний детских лет. Особый интерес вызывает описание быта обычной (если так можно сказать?) семьи московской интеллигенции 20 — 30-х годов. С её оценкой руководителей СССР и РФ не все могут соглашаться, но это вполне логично. Приведенные ниже выписки ссылкой на страницы помогут заинтересованному читателю быстро при случаи найти нужный материал.

ПОЕХАЛИ:

стр. 7 Ссылка 1 — книга Разгон Л. Плен в своем отечестве. М., 1994 С. 138. (запланировал к чтению)
стр. 37 «Удивительно какие события и вещи остаются в памяти ребенка».
стр. 59 интересно рассказывается как ее родители при Нэпе жили в коммуналке и имели общую домработницу Марианну, труд которой оплачивали все три семьи вскладчину. Марианна жила на общей кухне «… спавшая там за ситцевой занавеской на кровати с множеством перин и подушек». Жили коммуной, назначали дежурных на неделю. В их обязанность входило обеспечение снабжения, меню, контроль за стряпней, уборкой и стиркой, которые входили в обязанность молодой девушки Марианны. «Каждая хозяйка стремилась в свое дежурство кормить всех как-то особенно вкусно и оригинально, у каждой были свои «фирменные» блюда». Марианна была из немецкой деревни близ Саратова, случайно оказавшись в Харькове. «…она обладала уже и тогда неправдоподобными традиционными добродетелями: фантастически чистоплотная, умелая, быстрая, ловкая и невозмутимая, она, казалось, без всякого труда обслуживала всю коммунальную компанию, находя время и для отдыха».

Ещё по теме:   Воспоминания участника конвоя PQ-17

стр. 48 отец ее участвовал в Бунде — была такая организация — см. википедию.

стр. 69 О УКРАИНИЗАЦИИ «…украинский язык был внедрен во все государственное делопроизводство…» Речь идет о середине 20 — х годов.

стр. 70 о пионерах — «В ту же зиму 1925/1926 годов я вступила в пионеры. Тогда они — по крайней мере в Харькове — еще так не именовались, а носили название юных ленинцев». Создавались на предприятиях и в учреждениях. «Так вот, моя первая пионерская организация была в пожарной команде напротив нашего дома»
А в начале — не при школах! вспоминает книжечку «Памятка юного ленинца» (у нее не сохранилась), но она хорошо помнит ее содержание так как перелистывала её уже взрослой. «В ней были «Законы юных ленинцев», памятные даты по истории партии и, главное, раздел «Наши вожди», с фотографиями первого десятка «руководителей партии и правительства» — сперва всесоюзных, потом украинских…Самым примечательным был порядок фотографий. В основном я его помню. Его открывали на развороте два большие портрета — Ленина и Троцкого. Дальше шли снимки размером меньше, и первым был помещен, как председатель Совнаркома, Рыков. Был и Сталин — где-то в конце, почти перед украинским начальством» Издание было украинское, но на русском языке.

стр. 77 «В то время (до 1932 года) школы были семилетними. Потом продолжали образование либо в ФЗУ (школы фабрично-заводского ученичества, готовившие квалифицированных рабочих), либо в техникумах и на разнообразных «спецкурсах» — медицинских, педагогических и т.п. Только получив в результате полное среднее образование, можно было поступать в институт. Но окончив любое из этих образовательных заведений, прежде чем учиться дальше, надо было отработать три года по специальности. Исключения делались только для отличников (окончивших с «красными дипломами»)».
Из актеров зарубежных ей больше нравился Бестер Китон. Надо смотреть (сделал закладку на фильм) его фильм «Генерал» 1926 года.
стр. упоминает — Ми́нус — неофициальное наименование принятой в СССР репрессивной меры — запрета проживания в крупных городах. (Спросил в нашей Добролюбовке книгу Ройзмана М.Д. «Минус шесть» — нет в наличии)
стр. 96 последняя в главе Детство (начало со стр.39)

Ещё по теме:   Как делается книга

стр. 99 -100 Удивило! Детство так хорошо помнит! А вот по техникуму ни фига. Странно как — то. Она отучилась в нем: Московский химический политехникум им. В.И. Ленина — 4 года, получила красный диплом и на следующий же день отнесла на истфак МГУ. Химическая технология ей явно не нравилась.
См. далее стр.102 для книги сравнение
стр. 109 В загсе она зарегистрировала брак без свидетелей — в то время это не требовались.
стр. 138 идентичность режимов Сталина и Гитлера…

стр. 143 Пишет об Алексее Амальрике — в Архангельске в клубе сорвал со стены портрет Сталина и на глазах ошеломленной публики с нецензурной бранью (бухой был) стал топтать его ногами. Местная власть особо не афишировала это. Амальрика послали в штрафбат на фронт и всё.

Окончание следует.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. N

    С Андреем Амальриком в Амстердаме любил вести интересные беседы на политические темы Виктор Корчной (претендент на звание чемпиона мира по шахматам с начала 1960-х годов).
    В какой-то степени эти беседы способствовали решению Корчного остаться на Западе. Амальрик безоговорочно это решение поддержал.

Оставьте свой комментарий