Термин «webinar» происходит от слияния двух английских слов — web и seminar (оба вряд ли нуждаются в переводе). Говоря проще, вебинар — учебное мероприятие, проводимое с использованием web-технологий.
В отличие от так называемых webcast (web+broadcast, вещание через web), вебинар — технология интерактивная. Слушатели вебинара не просто внимают тому, что говорит и показывает докладчик, но и могут
задавать ему вопросы устно или письменно непосредственно по ходу дела, как если бы они физически присутствовали в помещении, где проводится мероприятие.
Докладчик также «видит» всех участников и может обратиться с вопросом ко всем сразу или к любому из них.
Сам термин вошел в обиход довольно давно — в 1998 году, по масштабам информационных технологий с тех пор прошла целая эпоха! В тот год слово «webinar» зарегистрировал в качестве своей торговой марки известный в США предприниматель, создатель ряда IT-компаний, Эрик Корб (Eric R. Korb).
Однако в результате судебной тяжбы это право он потерял, и торговая марка отошла к другой компании. Идея дистанционного обучения гораздо старше. Появление электронной почты в 1960-е годы ускорило
процесс пересылки информации, но не изменило сам характер дистанционного учебного процесса — эпизодический обмен материалами вместо живого, непрерывного процесса.
Появление web-технологий (в 1989 году в ЦЕРНЕ, на родине Большого адронного коллайдера) еще более упростило доступ слушателя к материалам курса. Наконец, когда компьютерные сети и сами компьютеры стали способны «переваривать» живое видео и звук, стало возможным и полноценное дистанционное образование.
Сегодня вебинарами для обучения своих сотрудников, партнеров и пользователей программных продуктов, разбросанных по всему миру, пользуются все «гранды» IT-бизнеса: Sun, Microsoft, Apple… Спросу соответствует и предложение. Свои разработки для вебинаров предлагают 26 компаний по всему миру.
Участие в вебинаре не требует никакого специального оборудования. И слушателю, и организатору вебинара необходим компьютер с широкополосным доступом в Интернет и операционными системами Windows или Mac OS, звуковой картой, колонками и микрофоном (хотя удобнее использовать гарнитуры — наушники с микрофоном).
Иными словами, 90% всех продаваемых сегодня компьютеров уже имеют всё необходимое! Проверить «пригодность» своего домашнего соединения для участия в вебинаре довольно просто: если вы можете
пользоваться Скайпом в режиме видеосвязи и смотреть трансляции с новостных сайтов (Vesti.ru, Euronews.net, CNN.com) без заметных перебоев и замираний звука или картинки – можете смело записываться на вебинар!
Установки специальных программ также не потребуется. За несколько дней до начала вебинара слушатель получает электронное письмо со ссылкой в Интернете, логином и паролем.
В назначенное время вы щелкаете по ссылке и в открывшейся форме вводите логин и пароль. На вашем компьютере запускается веб — приложение, обеспечивающее взаимодействие с аудиторией.
Вы видите экран компьютера преподавателя, следите за всеми его действиями, слышите его лекцию и вопросы, задаваемые слушателями в аудитории и другими участниками вебинара. В любой момент можете обратиться к преподавателю с вопросом (он вас тоже слышит), как и «физически присутствующие» слушатели.
В среднем, слушатели вебинаров усваивают материал ничуть не хуже, а часто и лучше слушателей в аудитории. Объяснить это можно меньшей физической нагрузкой и стрессом.
Слушатель вебинара чувствует себя гораздо комфортнее. Ему не требуется дополнительные переезды, участвовать в очередном занятии можно как с рабочего места, так и из дома (причем попеременно, в зависимости от рабочего графика).
Ведь технология вебинара не «привязана» к конкретному компьютеру. А наличие беспроводного доступа в Интернет вообще снимает всякие ограничения.
Сэкономленное на дороге время можно использовать для повторения пройденного, выполнения домашних заданий или просто отдыха между работой и учебным занятием.
Конечно, есть у вебинаров и своеобразные недостатки. Так, например, не очень уверенный пользователь компьютера (или слушатель, плохо подготовленный к текущему курсу), вероятно,
будет лучше себя чувствовать в классе, где преподаватель сможет быстрее разобраться в сделанной ошибке и исправить ситуацию, а инженер учебного комплекса — ликвидировать внезапно возникший сбой оборудования.
Однако уповать на возможность «разобраться по ходу дела» и догнать остальную группу «в процессе» мы бы не советовали. Пробелы в знаниях желательно ликвидировать до начала обучения.
К тому же, вебинары экономят слушателю не только время, но и деньги, поскольку стоят намного дешевле очного обучения (не секрет, что значительную долю стоимости обучения составляют расходы на аренду помещения и технику).
Полагаем целесообразным потратить некоторую часть сэкономленной суммы на модернизацию своего домашнего компьютера! Вебинар — перспективная технология дополнительного послешкольного и послевузовского образования, столь необходимого в современных экономических условиях.
Приходится констатировать, что доля взрослого населения, вовлеченного в непрерывное обучение в России пока намного ниже, чем во многих европейских странах (около 30% против почти 80% в Скандинавии и 40% в среднем по Евросоюзу).
Возможно, через несколько лет дистанционное образование станет столь же привычным времяпровождением, как просмотр сериалов и спортивных трансляций или игра в компьютерные игры. При этом — гораздо более полезным!
Большое количество вебинаров вы можете посмотреть на Первом международном портале вебинаров www.webinary.com.ua
По материалам: www.specialist.ru