Учет эмоционального фактора при работе в Интернете

Сначала читаем здесь.

 dukh_perevestiКакая информация быстрее находит отклик у пользователей: активно пережитая или пассивно воспринятая? Что прочнее запоминается: нейтральный материал или эмоционально насыщенный? С каким пользователем интереснее общаться: с нудным, педантичным или веселым, юморным?

Ученые сходятся во мнении, что во всех этих случаях решающую роль играет эмоциональный фактор. Эмоции уже в себе самих заключают влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Они характеризуются широким спектром индивидуальных проявлений.

Психологи дают разные классификации эмоций. Чаще всего различают эмоции и чувства.  Собственно эмоции осуществляют сигнальную, регуляторную, побудительную, оценочную функции и др. Они обнаруживаются как у людей, так и у животных.

Чувства — сугубо человеческие переживания, которые характеризуют отношение к потребностям, удовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции.

К. Изард выделяет следующие основные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, гордость. Стыд и гордость К. Изард считает своего рода высшими эмоциями, т.к. они присущи только человеку.

Многие психологи отмечают, что для эмоций характерна амбивалентность, то есть двойственность. Эта характеристика эмоций определяется противоречием между устойчивыми чувствами и ситуативными эмоциями (например, любовь и ненависть могут совмещаться при ревности).

Самой сильной эмоциональной реакцией человека на раздражитель психологи считают «аффект». Это очень сильное, но достаточно кратковременное эмоциональное состояние. Аффект возникает как реакция на событие, которое уже произошло.

Другим типом эмоционального состояния является настроение. Оно действует в течение достаточно длительного времени и может быть очень разнообразным (радостным и печальным, спокойным и раздраженным и пр.). Настроение не вызывается каким-то конкретным событием, а характеризует общее эмоциональное состояние человека.

Психологи выделяют также страсти — сильные продолжительные чувства, которые захватывают человека и могут доминировать над мышлением. Страсти бывают как конструктивными, способствующими духовному развитию, так и деструктивными, приводящими к разрушению личности.

При этом многие исследователи отмечают, что даже положительная страсть может привести к негативным последствиям: человек, увлекаясь чем-то конкретным, перестает обращать внимание на другие не менее важные в жизни вещи.

Эмоции делятся на стенические и астенические. Первые усиливают активность человека, стимулируют его к деятельности, вторые — ослабляют активность, делают человека пассивным.

Психологи по-разному определяют природу эмоций и их значение для психики и жизнедеятельности человека.

Российский психофизиолог П. В. Симонов предложил так называемую информационную теорию эмоций. Согласно данной теории, эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности человека, а также оценкой вероятности ее удовлетворения

pic8

Оценка вероятности производится на основе опыта и интуиции. Человек непроизвольно сопоставляет информацию о времени и имеющихся средствах, необходимых для удовлетворения потребности, которыми он располагает в текущий момент.

Так, например, эмоция страха возникает при недостатке сведений, необходимых для защиты от опасности. Из данной теории следует, что если у человека нет потребности в чем-либо, то и эмоции у него не возникают. Эмоция не возникает также и в том случае, если у человека есть все необходимые условия для удовлетворения потребности.

Большинство исследователей-психологов склонны считать, что для достижения сильного психологического эффекта воздействия информации на человека необходимо, чтобы излагаемый материал вызвал у читающего эмоциональный отклик (положительный или отрицательный).

Если речь идет о виртуальном общении, то здесь эмоции также играют важную роль, несмотря на то, что виртуальная среда предоставляет не так много возможностей их выразить.

Пользователи, пытаясь преодолеть свойственную для Интернет-коммуникации затрудненность эмоционального компонента общения, стойко стремятся к эмоциональному наполнению текста: используют специальные значки для обозначения эмоций, описывают эмоции словами в скобках после основного текста послания и т.п.

В текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов» (их существует уже достаточно много; познакомиться с ними можно на странице www.ora.com/catalog/smileys).

Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему позволяет виртуальным собеседникам преодолеть холодную и чисто интеллектуальную сущность компьютера и установить желаемые эмоциональные отношения.

В виртуальном мире люди также, как и в реальной жизни, влюбляются и ссорятся, радуются и переживают, удивляются и разочаровываются. Пустоты, оставленные ощущениями, они заполняют при помощи воображения.

Однако физическая непредставленность участников коммуникации в Интернете приводит к тому, что пользователи могут не только выражать чувства, но и скрывать их, равно как и выражать эмоции, которые человек в данный момент не испытывает.

Можно выделить ряд существенных отличий чувственных переживаний, возникающих в процессе коммуникации:

1) У разных людей эмоциональные реакции на одно и то же текстовое сообщение, перечитанное при разных обстоятельствах, могут быть разными. В зависимости от состояния души они могут наделять его всеми мыслимыми значениями и намерениями.

2) Эмоциональные реакции участников коммуникации носят двусторонний характер. У каждого из общающихся складывается свое эмоциональное отношение к партнеру — и это не обязательно одинаковые эмоции. Например, скованность человека в общении может вызвать презрение у одних пользователей и умиление у других собеседников.

3) Эмоции и чувства в межличностной коммуникации, нося характер индивидуальных переживаний, в конце концов, обретают форму послания другому человеку, то есть становятся знаками, смысл которых необходимо понять.

В результате при восприятии этих знаков партнерами по общению (как и в случае с речевой знаковой системой) часто присутствуют искажения, неточности и даже полное непонимание – в зависимости от участников беседы. Так, например, одна и та же эмоция может интерпретироваться по-разному разными людьми.

4) Эмоции и чувства подвергаются жесткому социальному контролю. Те эмоции, которые не соответствуют культурным ожиданиям, скрываются либо сдерживаются человеком. Однако соотношение подлинных и конвенциональных (соответствующих культурным нормам) эмоций легко обнаруживается в критических ситуациях.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: