Начало здесь.
Некоторые симуляторы, использующиеся для подготовки пилотов, могут сильно удивить любителей компьютерных авиасимуляторов. Профессиональные симуляторы, в отличие от игр, нацелены на всеобъемлющую подготовку профессионалов, в которой нельзя упустить ни одной мелочи.
Из-за этого пилотов долго натаскивают на правильное и быстрое выполнение рутинных операций, доводя навыки до автоматизма. Для этого редко требуется сложное оборудование: порой достаточно даже неинтерактивного макета, копирующего то или иное оборудование самолета. Повышенное внимание к несложным действиям понятно: пилот должен, не задумываясь, выполнять их даже в экстремальной ситуации.
Тренировка, кстати, требуется не только пилотам, но и бортпроводникам. В их обязанности входит не только кормление пассажиров и милые улыбки: именно стюарды и стюардессы должны руководить возможной эвакуацией.
Для отработки подобных действий сооружаются полноразмерные макеты самолетов с салоном, креслами, дверями и надувными аварийными трапами. В аварийной ситуации промедление может стоить людям жизни, что, к сожалению, подтверждает печальный опыт.
Полноценные комплексы
Самыми интересными являются, безусловно, полноценные комплексные тренажеры (Full Flight Simulator). Их возможности впечатляют: они полностью имитируют поведение самолета в различных условиях. Требования к такому оборудованию крайне строгие.
Согласно документам Международной организации гражданской авиации (ICAO), комплексные тренажеры должны точно копировать пилотскую кабину конкретного типа самолета, иметь шесть степеней подвижности, имитировать перегрузки, воспроизводить все шумы, включая вызванные атмосферными явлениями или повреждением самолета. Самые высококлассные тренажеры должны воспроизводить вибрации и движения самолета, а также имитировать полет в ночное время или в сумерках.
Перегрузки создаются при помощи гидравлической платформы, способной быстро менять положение кабины. Их продолжительность невелика — не более двух секунд, но этого почти всегда достаточно, поскольку тело человека лучше воспринимает изменение перегрузок.
Существуют, однако, еще более сложные тренажеры, где перегрузки имитируются центрифугой, но их используют лишь военные летчики, которым приходится действовать в гораздо более сложных и тяжелых для организма условиях, нежели гражданским.
За бортом
Задача визуализации окружающей обстановки для авиационных тренажеров лишь кажется простой. Обычные проекторы вносят искажения, поскольку световые лучи, падающие на установленный перед макетом кабины экран, не являются параллельными.
Искажений не будет, только если пилот находится в одном положении, не шевеля головой или глазами, а это невозможно. Если в кабине находятся два пилота, они увидят немного разные картины, поэтому без сложных систем можно обойтись не всегда. В реальных условиях параллельность лучей объясняется большим расстоянием до Солнца, которое и является основным источником света на планете.
Из-за высочайшей сложности реализации подобного комплекса его цена часто оказывается сравнимой со стоимостью нового самолета и исчисляется миллионами долларов. Недешево обходится и эксплуатация — например, гидравлическая подвижная платформа требует мощного насоса, потребляющего значительно количество электроэнергии.
Но тут уж ничего не поделаешь, ведь настоящему самолету невозможно мгновенно придать необходимое положение в воздухе, а тренажер позволяет несколько раз повторять одни и те же действия (например, посадку). Крупные компании приобретают тренажеры для себя, а мелким приходится довольствоваться арендой чужих комплексов.
Может показаться, что пилот будет чувствовать себя увереннее, зная, что все -лишь имитация, однако на самом деле полет проходит под контролем инструкторов, решение которых может стоить летчику карьеры.
Окончание следует.