Поморские мастера

Начало здесь.

При строительстве как лодок, так и крупных судов, поморские мастера никогда не пользовались чертежами, руководствуясь только приобретенными навыками и архитектурным чутьём мастера.

За многие века в каждом селении сформировался свой собственный тип карбаса. Более того, у каждого мастера в зависимости от опыта и условий, карбас имел свои особенности. Поэтому неудивительно , что суда одного типа порой значительно различались.

Центральной деталью карбаса являлся киль, на который затем наращивалась вся конструкция лодки. Для его изготовления использовалась ель, так как еловая древесина более герметична и менее всего подвержена гниению.

Кроме того, ель при забивке в не гвоздей или клиньев не дает трещин, что очень важно для предотвращения течи и раннего загнивания корпуса. 

На штевень (собственно носовая и кормовая часть лодки) использовался корень ели (кокора), на одном конце он был толще, чем на другом. Кокору, как правило, заготавливали осенью, когда нет снега.

При этом выбирались деревья, растущие на косогоре, их корень лучше всего подходил для обработки. Затем в течение года материал выдерживался в тени, спрятанный от солнца, чтобы не  давал трещин.

Киль рубили топором и ни в коем случае не пилили пилой, так как в месте спила древесина становится рыхлой, легко впитывает влагу, быстро загнивает. Топор же, наоборот, при рубке древесину уплотняет, и она меньше впитывает воду.

Дерево с помощью топора освобождали от коры, затем обтесывали с четырех сторон, придавая стволу форму прямоугольника. После этого концам заготовки придавали Т-образную форму. Этот переход служил для крепления архтерштевня (кормового бруса) и форштевня (носового бруса) и для выведения скул.

Ахтерштевень и форштевень изготавливали из елового корня (кокора), топором обтесывали до нужных размеров и с помощью замка крепили к килю,  и фиксируя двумя нагелями (деревянными клиньями).

Ещё по теме:   Прогулки по Архангельску ч. 7

 В носовой и кормовой частях ставили лекала. Они предназначались для того, чтобы вывести скулы, то есть сформировать форму судна, которая значительно влияла на его мореходные качества.

К лекалам прикрепляли набои доски обшивки, из которых наращивались борта. В старые времена набои крепились с помощью виц (можжевеловых прутьев), позднее набои скреплялись при помощи медных клепок или гвоздей. Все пазы просмаливали сосновой смолой.

Б заключение в готовый корпус вставляют шпангоуты (упруги), вырубленные из цельных корней ели. Их число колеблется от 3 до 8, в зависимости от размеров судна. По другой технологии (для крупных судов) заранее заготовленные шпангоуты сразу ставили на киль, а затем обшивали их бортовыми досками.

Используемые инструменты

DSCN1373

Для того, чтобы изготовить лодку, нужен был как универсальный плотницкий, так и специальный инструмент. Из плотницких инструментов использовали лучковую пилу, топор, двуручный рубанок, деревянную  киянку, молоток и лучковую дрель (в наше время применяют коловорот).

Из специального судостроительного инструмента — шаблон-лекало дли определения формы будущей лодки, а также березовые клещи для скрепления досок корпуса между собой. Деревья пилили при помощи лучковых пил.

Бревно, идущее на киль, и корни, предназначенные для шпангоутов, обрабатывались топором. Доски на обшивку строгались рубанком. Отверстия в досках сверлились лучковой дрелью.

Еще не скрепленные между собой доски обшивки прижимались друг к другу с помощью деревянных клещей. Для придания лодке необходимой формы применялись шаблоны-лекала или «быки».

Топор, лучковая пила — при помощи данных инструментов производилась заготовка строительных материалов. Рубанки   служили для обработки, строгания досок и иных поверхностей.  

Лекало представляет собой сколоченный из досок или коротких плоских брусков шаблон в виде треугольника с усеченной вершиной. Длина основания этого треугольника колеблется в зависимости от размеров корпуса будущего карбаса и его развала (ширины).

Ещё по теме:   По Стрелковым проездам

Шаблоны устанавливаются в носовой и кормовой скулах, а затем к ним подтягивают доски обшивки. Березовые клещи — выполняют функцию зажимов, фиксирующих вместе предыдущий и последующий набои до момента их скрепления заклепками (современный вариант) или вицей (старый вариант).

Лучок ручное сверло-дрель в виде лука с кожаной тетивой. Состоял из деревянного валика, к которому крепилось сверло, его вращали при помощи системы кожаных ремней. В наше время применяют коловорот.

 

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: