Важным промыслом Поморья был промысел морского зверя: моржа , белухи, морского зайца, нерпы и гренландского тюленя. В XVII – XVIII веках особое развитие получил моржовый промысел в Ледовитом океане у островов Шпицберген и Новая Земля.
Продукция промысла: клыки, сало, кожа очень высоко ценились. Для добычи зверя требовались плавучие средства,- о них я сегодня и расскажу вам, друзья.
Весновальныи карбас, использовавшийся во время весенних промыслов морского зверя, имел длину до 9,1 м, ширину 1,2 — 2,1м, высоту борта 0,61 — 0,9 м, осадку 0,3 — 0,6 м.
В носовой части карбас имел несколько большую полноту, чем в кормовой. Корма делалась острой. На днище ставились два полоза («кренья»), облегчавших перетаскивание лодки по льду.
Для гребли служили 6-8 весел. Ставились две мачты, а на карбасы меньших размеров — одна. С целью предохранения от сжатия льдами корпусу придавалась яйцевидная форма; обшивку делали вгладь. Воду отливали плицей — черпаком на длинной ручке.
Поморский карбас
Имел широкое распространение. Карбас практически применялся во всех областях поморской жизни, он был приспособлен для хождения по морям и рекам. Его использовали и как промысловое судно на морских рыбных и зверобойных промыслах, и как средство транспортировки продуктов питания, сена, строительных материалов, перевозки людей.
Причем карбас, применяемый на морских промыслах, размером был немногим меньше коча, что позволяет поставить его в один ряд с морскими судами. Такой карбас назывался промысловым и в район лова или добычи зверя шел своим ходом.
Феномен карбаса заключается ещё и в том. что он пережил все традиционные для Поморья суда, В XIX — XX веках, когда для хождения по морю перестали использовать кочи, поморские ло(а)дьи, шняки, соймы и раньшины, карбас применялся как морское судно.
Он использовался для перевозки хлебных запасов по Белому морю, для догрузки товарами больших торговых кораблей, для перевозки богомольцев из Архангельского города в Соловецкий монастырь (различные карбасы перевозили 29 — 42, 52 — 57 человек).
В XX веке карбас применялся как для личных, так и для государственных нужд: морской рыбный и зверобойный промысел в рыболовецких колхозах, как средство для перевозки пассажиров, товаров и доставки почты.
Об его универсальности говорит и то, что его сначала использовали как парусное, а затем как моторное судно. Именно на основе конструкции карбаса было создано такое характерное для Поморья крупное деревянное дизельное судно, как доро (дори) исполнявшая свою миссию пассажирского и грузового транспорта вплоть до середины 80 — х годов XX века.
До сих пор карбас успешно конкурирует с моторными катерами. Это свидетельствует о том. что его конструкция идеально подходит для эксплуатации.
Поморские палубные карбасы с транцевой кормой имели длину до 12,1м, ширину до 2,1 м, высоту борта около 1,5 м и принимали до 8 т груза при осадке до 0,76 м. Строились такие суда в Холмогорах и в деревнях по Летнему берегу.
Поясья обшивки соединялись между собой и крепились к набору деревянными нагелями и «сшивались» вицей.
Имелась и внутренняя обшивка, которая, как и наружная, в подводной части смолилась.
Надводная часть карбаса и мачты окрашивались красной краской, кроме верхней части бортов, окрашиваемых всегда чернью или зеленью.
На судне ставились две мачты. Передняя крепилась к форштевню, на ней поднимался прямой парус, называвшийся носовым. Немного в корму от миделя ставилась вторая мачта, которая была выше передней.
Парус на ней назывался большим. Имелся бушприт, но без кливера. Для откачки воды ставились помпы. Якорь был один — кошка весом до 130 кг с пеньковым канатом длиной до 40 м; поднимали его вручную.
/На фото я возле карбаса для обслуживания морских тоней (нач. 20 в) в музее Малые Корелы/
О поморских мастерах, строителях судов поговорим в следующий раз.