Игра с подчеркнуто безобидным, детским названием «Тук-тук-тук!» (в английской версии — Knock-Knock!) -творение российской студии Ice-Pick Lodge.
Известна эта студия благодаря играм, которые лучше всего описываются английским словом disturbing.
Потому что и страшные (пусть и местами) «Мор. Утопия» и «Тургор», и солнечная на вид «Эврика» были тревожащими.
«Тук-тук-тук!» беспокоит особенно: с помощью простых средств игра исследует такие темы, как паранойя, боязнь темноты и страх перед неизвестным.
И еще — отчаяние, экзистенциальное одиночество и отношения сознательного с бессознательным.
Если есть в российской игровой индустрии артхаус — то это Ice-Pick Lodge. Ах да, цель у игры тоже (вроде бы) простая — помочь страдающему бессонницей герою дотянуть до рассвета в доме с… сюрпризами.
Бессонница
«Тук-тук-тук!» пугает не с помощью фотореализма и ужасных высокополигональных монстров.
Игра отлично справляется с задачей, имея рисованную графику (наводящую на мысль о неизбежном выходе версии для планшетов).
Главный герой, которого контролирует игрок, ходит преимущественно влево или вправо, выдвигаясь на первый план или отходя на задний, когда нужно спуститься или подняться на этаж.
Возникает стойкая ассоциация с «павильонами ужасов» из детства, где между подсвеченных скелетов ездили вагонетки с публикой, желающей как следует испугаться за свои деньги.
Впрочем, в «Тук-тук-тук!» страшно по-настоящему. Тревожит уже протагонист — сам по себе и с самого начала.
Молодой человек с красными глазами и всклокоченной шевелюрой (в сценарной записи -Жилец) медленно, волоча ноги, таскается по комнатам большого пустого дома с масляной лампой или сальной свечкой в руке.
Рисованное воплощение бессонницы постоянно бормочет себе под нос что-то нечленораздельное.
Вызывает ли Жилец сочувствие, сказать трудно: дети, по недосмотру заглянувшие в монитор, немедленно интересуются: «Почему он на нас так смотрит?» (Герой умудряется перемещаться, не сводя с игрока глаз, взгляд которых такой же пристальный, как у В. И. Ленина или у Джимми Уэйлса, но совершенно неласковый.)
Приходится переносить игровой сеанс на темное время суток — что, кстати, рекомендует Ice-Pick Lodge (наряду с тишиной и наушниками).
Как полагается, нагнетание ужаса осуществляется плавно. Красноглазый юноша и игрок сначала нервничают исключительно из-за стуков, скрипа половиц и шума ветра за окном.
Разумеется, еле тлеющая лампа отбрасывает довольно-таки жуткие тени, а лампочки герой (жертва?) вкручивает за томительно долгое время (двумя руками, погасив лампу или свечку).
После нескольких эмоциональных фальстартов — преждевременных испугов по ложному поводу -начинается собственно чертовщина.
И проясняются кое-какие правила и закономерности игры, сразу усиливающие тревожность. Например, когда герой прячется за подходящий для этого предмет обстановки, время начинает идти назад. (Часики в углу экрана показывают, сколько осталось до рассвета.)
Кошмарные существа могут с неожиданных направлений прорваться в помещения, которые игрок полагал совершенно безопасными. Изумителен по исполнению ускоритель времени.
В первый раз, наткнувшись на этот чрезвычайно полезный (даже спасительный!) предмет, игрок с большой вероятностью запаникует и побежит прочь.
Дело в том, что ускоритель — этакая небрежная жестяная копия главного героя, возникающая из воздуха в темноте.
Продолжение следует.