Историко-архитектурный комплекс Крестного монастыря на Кий-острове (ч.2)

Начало здесь.
После чудесного спасения на Кий-острове Никон прибыл в селение Усть-Янское (теперь — г.Онега), откуда пешком направился дальше, в Кожеозерский монастырь, основанный в 1556 г. монахом Нифонтом и монахом Серапионом — бывшим татарским царевичем Турсасом Ксангаровичем, плененным при взятии Казани войсками Ивана Грозного.

На Кожозере Никон появился, скорее всего, в начале 1640 г. Поначалу он стал пустынником, удалился на речку Виленгу, приток Кожи, в семи км от монастыря, где провел свыше двух лет, появляясь в монастыре лишь по воскресеньям и в праздничные дни для участия в богослужениях.

Своим благочестивейшим поведением Никон сыскал себе авторитет среди братии. В 1643 г. после кончины игумена Ионы Никона призывает братия монастыря и избирает новым игуменом. Никон был строгим и рачительным хозяином.

За его трехлетнее игуменство монастырь окреп и вырос, число монашествующих достигло 100. Никон на равных с братией участвовал во всех монастырских делах, выполняя сельскохозяйственные работы, занимался рыбной ловлей, ремонтом и строительством зданий, вместе со всеми делил трапезу.

Слава о нем шла как об умном, добродетельном, строгом к себе и братии служителе, эта слава достигла Москвы. В 1643 г. царской грамотой за монастырем закрепляются новые угодья, монастырь получает право лова семги на реке Онеге от д. Чижиково до д. Порог, дано было право беспошлинной продажи в Каргополе и Вологде соли.

Царь Михаил Федорович от себя лично послал игумену Никону псалтырь и 10 рублей денег, его сын царевич Алексей послал колокол в 100 пудов и 50 рублей денег на нужды монастыря, царевна Татьяна — 6 рублей и 60 полотенец своего шитья, а также для евангелия бархату и застежки серебряные, а царица Марфа Алексеевна послала 18 рублей денег.

Ещё по теме:   Выставка Василия Личутина

Никон же от себя лично пожертвовал все это в пользу местных церквей. В это же время Никон осуществил поездку по поморским приходам, он присутствует в приходских церквях на богослужениях и тогда же, вероятно, во второй раз посещает Кий-остров.

Возле креста рыбаками была построена часовня, в эту часовню Никон поместил крест с распятием Иисуса Христа, писанный на доске. Сейчас вблизи этого места стоит рыбацкая избушка на южной стороне острова.

В 1646 г. игумен Никон отбыл в Москву ходатайствовать о новых льготах монастырю у нового царя Алексея Михайловича. Произошла встреча сорокалетнего сурового игумена с юным 17-летним царем. Никон привел царя в сильное впечатление убежденностью, жизненным опытом, сильным характером.

Начитанность, умение вести беседу, благообразная внешность покорили юного царя. Началось стремительное возвышение Никона, который стал по выражению царя его «собинным (особым) другом».

Царь не отпустил Никона назад, а поставил архимандритом Новоспасского монастыря. Одной из обязанностей Никона было принимать челобитные на имя царя. Таким образом Никон становится фигурой весьма популярной в народе.

Через три года Никон уже митрополит Новгородский вместо митрополита Афония, который посвящал когда-то в игумены Кожеозерской пустыни Никона. А еще через три года, в 1652 г. Никон становится патриархом Московским и всея Руси
DSC00689

В этот же период возникло решение перевести в Москву в Успенский собор мощи трех русских святителей: первого русского патриарха Иовы из Старицкого монастыря, патриарха Гермогена из Чудова Монастыря и митрополита Филиппа, удавленного Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного за осуждение его кровавых деяний, из Соловецкого монастыря.

Никон глубоко почитал Филиппа: его страдания за авторитет церкви, ее приоритет над светской властью стали для Никона примером. Главное же он видел в умалении роли и славы Соловецкой обители, кроме того для Никона именно в этот момент было важно, чтобы единение между царем и церковью было явлено всему народу.

Ещё по теме:   Усть-Камчатск! Караул

По предложению Никона Алексей Михайлович написал послание к мощам митрополита Филиппа: «Молю тебя и желаю пришествие сюда, чтобы разрешить согрешения царя Иоанна…». Летом 1652 г., накануне посвящения в сан патриарха, Никон ездил в Соловецкий монастырь за святыми мощами Филиппа Колычева по реке Онеге.

Продолжение следует

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий