Поморские корабли

Доброго времени суток, уважаемые гости блога!

Сегодня День Черноморского флота, самое время вспомнить поморский флот:-)

Открывая сегодня новую рубрику, я на базе фотоматериалов краеведческого музея (г. Архангельск), знакомлю Вас с  кораблями поморов, давно ушедших лет.

DSCN2074

В те далекие времена на суше господствовали гужевой транспорт и верховая езда. Главную же роль играли водные пути — речные и морские.

КАРБАС

(греч. – карабос, др. славянское  кора, короб)

 DSCN2084

 Наиболее распространенное  беспалубное парусно – гребное  килевое судно  на Севере.  Использовался на море, озерах, реках  как  промысловое, грузовое, пассажирское судно. Карбас ходил на веслах и под рейковыми  или шпринтовыми парусами.

1 – 2 мачты.  Передняя  мачта  обычно  размещалась на самом носу , почти у форштевня. Строилась из сосны  и ели. Карбасы имели длину до 12,5 метров, ширину – до 3 метров,  осадку – до 0,7 метров, грузоподъемность – до  8 тонн.

 ЕЛА (корпус)

 DSCN1889

 Норвежское промысловое судно 13 — 20 веков. С высокоподнятыми штевнями, острыми оконечностями (нос, корма), с острым килем. Эти суда архангельские поморы покупали в Норвегии и использовали на рыбном промысле у берега» Мурмана из-за более легкого относительно шняки корпуса.

Норвежская ела была легким на ходу парусно-гребным судном, имело прямое, рейковое или косое парусное вооружение на одной мачте. Были и большие 2 —  х мачтовые елы — фембурны грузоподъемностью до   6,5 тонн.

 БЕЛОМОРСКАЯ ЛОДЬЯ. 19 ВЕК.

 DSCN1892

Поморское трехмачтовое промыслово-транспортное судно. Строились лодьи в Кеми, Онеге, Пинеге, Патракеевке, Коле, Мезени.

 Тип судна возник в новгородские времена (11-12веках) в кругу Северо-Западной морской культуры и сложился постепенно в хорошо приспособленное к большим

арктическим походам плавучее средство, которое видоизменялось в 18,19 веках и дожило до середины 19 века.

Только с середины 19 века лодью окончательно вытеснила поморская шхуна. Хорошие мореходные качества лодьи отмечали иностранные моряки еще в 17 веке. При попутном ветре лодья могла пройти 300 км в сутки.

 Длина — до 25 м, ширина — до 8 м. грузоподъемность — до 200 — 300 тонн

 ФРЕГАТ — ШЛЮП архангельской постройки середины 19 веки.

 DSCN1893

Модель из старого собрания музея

КЛИПЕР-БОТ «НЕПТУН»

(АНГЛ. Clipper — БЫСТРАЯ ПОХОДКА)

 DSCN1897

Существовало множество типов ботов самого разного назначения и размеров от небольших 11-метровых лодок до 80-тонных палубных парусных судов с экипажем до 40 человек (вадбот, вельбот, пакетбот, шхербот и др.)

 В дальних плаваниях не применялись.

 Модель выполнена Степаном Григорьевичем Кучиным, известным в конце 19 — нач. 20 вв. онежским капитаном и поморским общественным деятелем, отцом А.С.Кучина,

для демонстрации плавающего скоростного судна,   на что указывают клиперные обводы  корпуса, острый киль, свинцовый  фальшкиль-балластер, парусное вооружение «Йол».

 Модель поступила в музей в 1975 году

 ШХУНА-БРИГ «ЗАРЯ»

 DSCN1899

По типу парусного вооружения бригантина (шхуна – бриг) несколько походила на галеас: прямые паруса на фок – мачте (1 – я от носа мачта) и косые на грот – мачте (2 – я от носа мачта).

Благодаря хорошим мореходным и маневренным качествам широко распространилась в Поморье во второй половине 19 века и окончательно вытеснила лодью на промыслах и на перевозках.

Водоизмещение – до 300 тонн. Модель из старого собрания музея. Каталог Архангельского Городского Публичного музея 1905 г.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: