Сказка в борьбе с врагом

С праздником дорогие мои гости!

В первую очередь Мужикам желаю крепкого здоровья, несгибаемой воли, несокрушимого оптимизма и безграничного счастья! Побед по всем фронтам!

Сегодня в этот праздничный день мне хочется вспомнить сказки. Казалось бы, мирный жанр, неторопливый разговор… Зачем это в День защитника Отечества?

Вспомним  о славных страницах борьбы с фашизмом времен Великой Отечественной войны оружием слова, сатирическим рисунком, остротой художественной выдум­ки. Сказка – она тоже о борьбе Света и Тьмы.

 Советский сказочник, писатель Виктор Важдаев, вспоминая о той огненной поре, говорил:

 «Когда-то сказкой шла по миру весть, сказкой на нее откликался народ. Что если вернуть сказке ее актуальность, остроту, ярмарочную громогласность? Лубок на стене „работает» не только, когда его читают, но когда видят.

  Лубок, как плакат. Он не только для индивидуального читателя — для всех. Для дома. Для улицы. Для площади!»

 Сама жизнь требовала появления нового лубка, боевого, антифашистского. Плакаты первых месяцев войны — это поистине неповтори­мая страница нашей истории.

 Возникали они на улицах городов и на сельских перекре­стках, вблизи линии фронта и в тылу, не раз под завывание сирен, грохот канонад и вражеских бомбежек. Говорили о боевом единстве

 народов нашей страны и звали к беспощадной борьбе с фашизмом. Плакаты разные—и сатирический стихотворный раешник, и хроника боевых событий в рисунках, и острый антифашистский лубок. Многообразие жанров сразу же прояви­лось в плакатах военных дней.

 Плакаты впечатляюще рассказывали о творческих исканиях их создате­лей, а также о новой жизни сказочного лубка. Стоит лишь просмотреть первые военные плакаты, как становится очевидным деление их на различные группы.

  Первы­ми появились плакаты-призывы: изображение бойца и лозунг. Коротко, мужественно, точно. Таковы были первые же, изданные сто — и двухсоттысячными тиражами плакаты Н. Долгорукова «Сметем с лица земли фашистских варваров; В. Иванова «За Родину, за честь, за свободу!»;

Ещё по теме:   Ломоносов. От стекла к мозаике

 П. Соколова — Скали «На земле и над землей мы зажмем врага петлей»; а также плакат В. Корецкого «Будь героем!», где сцена расставания бойцов с близкими была глубоко психологична, передавала всю внутреннюю силу и мужество тех, кто готовился к воинскому подвигу.

 И, конечно, плакат «Родина-мать зовет!» художника И. Тоидзе, воспринимаемый нами подобно песне «Идет война народная, священная война…», как неотъемлемый элемент духовной жизни страны первых военных месяцев.

 Многие  помнят и работу Кукрыниксов: на плакате советские воины, за ними — силуэты великих русских полководцев. И четверостишие Маршака, то самое, что стало крылатым:

«Бьемся мы здорово, колем отчаянно,— внуки Суворова, дети Чапаева» — вышел 10 июля 1941 года, тираж—150 тысяч экземпляров.

 Еще одна группа плакатов—сатирических, с насмешливы­ми, броскими характеристиками врага в рисунке и слове. Таков, хотя бы, плакат «На чужой каравай рот не разевай!» художника А. Каневского с текстом поэта-сатирика А. Арго.

 Авторы беспощадно осмеивали фашистских вояк, уже принявшихся грабить захваченные территории:

…тары он припас немало:

Тюки, цистерны и мешки

Предназначались для муки,

Для нефти, для колбас и сала!

Плакат сатирическим рисунком и острым стихом беспощадно напоминал захватчикам об ожидающей их расплате. Подчас на плакатах изображались «боевые эпизоды», помещались

рассказы о реальных подвигах реальных людей—на фронте, в тылу врага, у партизан. Например, в 1941 году в Москве был выпущен плакат о подвиге летчика Талалихина «Как я протаранил фашистский самолет».

 И, наконец, плакат-лубок, как особый жанр, идущий от народной традиции. Примечательной его особенностью является развернутое сюжетное повествование, где рисунки и подписи представляют собой единое целое.

 Прочно вписал в этот боевой строй и антифашистский лубок писателя-сказочника Виктора Важдаева. Писатель  хорошо знал силу и возможности жанра, он твердо был убежден, что сказка—

Ещё по теме:   Павловск

отнюдь не окаменев­ший историко-литературный памятник, сказка живет рядом с нами, развивается и так же, как в старину, сегодня воюет за народное счастье.

 «Если бы не война, никогда бы мне не пришла в голову мысль о цикле „Сказки старые да на новый лад»,—признавался В. Важдаев.

 Сказочник взял са­мые известные сказки, и наполнил содержанием о войне, о фашизме. О советском народе. О Победе, которая будет, обязательно будет…

 «Я ничего не изобрел. Просто нашел способ—вернуть сказке ее былую социальную остроту, действенность, актуальность», — вспоминал  В. Важдаев.

 В течение трех месяцев—июнь, июль, август 1941 года—писатель написал весь цикл антифашистских сказок.

_ Repka

 В грозовой обстановке тех осенних дней, когда нацистские полчища были уже на подступах к Москве, сказку «Репка» в ее сатирическом антифашистском варианте 9 октября 1941 года напечатала газета «Советское искусство».

  Прозвучала сказка с уверенной силой: хотел Гитлер вытащить «репку» — победу, да весь советский народ «штыками ощетинился, пушками насупил­ся, на грозный бой вышел… Драться, так драться. Что русскому здорово, то фашисту смерть».

Продолжение следует.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий