Сегодня от последней нашей прогулки по городу Архангельску, мы пойдем по улице Краснофлотской, пересекая ул. Советскую, в направлении к реке Северная Двина. Минуя среднюю школу № 50, мы подойдем сначала к стадиону «Волна» (обратив внимание на памятную доску конькобежцу, заслуженному мастеру спорта Котову К.А.), затем нас встретит проходная (ул. Краснофлотская № 1) Архангельского филиала судоремонтного завода Красная Кузнеца центра судоремонта «Звездочка» .
«История отечественного судостроения и судоремонта неразрывно связана с историей России, непростой и славной историей российского флота. Её колыбелью, «началом начал» на самом высоком, государственном уровне 325 лет тому назад стало относительно небольшое поселение на территории нынешнего Соломбальского округа.. Наша новейшая история развивалась весьма стремительно на глазах общественности региона, архангелогородцев. Присоединив в 2007 году ФГУП МО РФ «176 СРЗ» в качестве своего филиала, АО «ЦС «Звездочка» не только фактически спасла его от банкротства, но и обеспечила развитие завода.» Сегодня состояние Красной Кузнецы стабилизировано, впереди – непростой путь выздоровления и наращивания производства. Возле заводской проходной обратим внимание на памятную табличку: «Работникам судоремонтного завода Красная Кузнеца, обеспечившим ремонт кораблей и судов Северных Конвоев 1941-1945гг.»
Пересекая дорогу от завода проспект Никольского приблизимся сначала к памятнику лесопильщикам, погибшим в 1941-1945гг.- их всего 202 человека. Их фамилии, имена выбиты, плюс поименно упомянуты трое героев Советского Союза: Катарин Г.И., Орешков Серг. Ник., Фефилов П.П.
Потом подойдем к Федеральному исследовательскому центру комплексного изучения Арктики им. академика Н.П. Лаверова РАН (ФИЦКИА). Здание сдано в эксплуатацию в конце 2020 года, вслед открыт памятник академику. Всё смотрится очень величаво и престижно.
Краем заденем улицу Пахтусова (выдающийся русский мореплаватель и гидрограф, внесший большой вклад в изучение Арктики, похоронен на Соломбальском кладбище в нашем городе) и выйдем на параллельную ей улицу Валявкина (1920г.) в ее начало. Раньше улица называлась Соловецкий пр. По ней проходил трамвайный путь к конечной остановке. Как эти места выглядят сейчас смотрите в фотогалерее ниже. Дом комиссара милиции Михаила Валявкина стоит на углу с заколоченными окнами, герои того времени у властных структур сегодня «не в моде», благо вообще дом пока не снесли
Дом выглядит совсем не так, как был первоначально построенный в 1907 году; как дом выглядел еще в феврале 2018 года, а также о жизни и революционной деятельности Михаила Антоновича можно почитать на городском информационном портале. Я лишь добавлю, что до милицейской работы Валявкин трудился на заводе Вальнева в Маймаксе.
Завершая нашу прогулку на площади МЖК «Соломбала» и улицы Таймырской, расположенной при въезде в Соломбалу, коротко остановлюсь на памятном для меня. МЖК (молодежный жилищный комплекс) мне не забыть, ведь я и другая молодежь города ударно трудились на строительстве дома в этом районе. Хотя мне не удалось попасть в победители, т.е. в конечном виде получить новое жилье в этом доме, тем не менее время было славное!
Фотогалерея в режиме слайд-шоу, чтоб прочесть поясняющий текст, надо щелкнуть по фото и далее идет пролистывание: