Привет, дорогие мои читатели!
В прошлый раз я обещал Вам рассказать о вкладе американца Нортона Доджа в распространении работ нонконформистов за рубеж. Время продолжить.
Американский экономист, доктор философии Гарвардского университета Нортон Додж родился в 1927 году, известен как один из крупнейших коллекционеров советского неофициального искусства.
Нортон нелегально покупал работы нонконформистов-шестидесятников и вывозил их из СССР, открыв Западу непризнанное, подпольное советское искусство.
В его коллекции – около 20 тысяч работ 1956–1986 годов. Все они в настоящий момент находятся в Музее Zimmerly в Нью-Джерси. Как же ему удавалось сделать это в те годы?
Все диссиденты того времени периодически собирались вместе, чаще всего на квартирах. Так на одной из квартир в 1961 году Нортон Додж и приобрел свою первую картину Льва Кропивницкого — «Объективная галактическая логика».
По этой схеме и в следующие приезды в СССР Додж покупал работы наших нонконформистов. Ряд работ он приобрел из рук коллекционеров. В вывозе картин за границу ему помогали работники посольств, иностранные журналисты.
Выбор Доджа в первую очередь падал на картины религиозной тематики, абстрактное искусство и эротики. В какой-то момент вывозить картины стало весьма сложно, и Нортон стал покупать картины в США.
Круг его общения – арт-дилеры, художники эмигранты. Из художников-нонконформистов он больше всего ценил таких художников, как Евгений Рухин, Оскар Рабин, Борис Свешников.
Последний автор многие свои картины написал в исправительно-трудовом лагере неподалеку от Воркуты. Доджа особо трогало образное, оригинальное, западающее в память искусство попираемых властью людей.
Нортон коллекционировал произведения искусства не только из Москвы и Ленинграда, но и из других регионов Советского Союза: из трех прибалтийских республик, из Беларуси, Украины, Грузии, Армении, др.
Собранную коллекцию Додж сначала хранил на своей ферме. В то время большинство американцев ничего не знали о «подпольном» искусстве, которое получило развитие после смерти Сталина.
Ситуация стала изменяться после многочисленных публикаций и выставок Доджа. Созданная им в 1980 году галерея просуществовала два с половиной года.
За это время она привлекала свое внимание в прессе, среди русских эмигрантов. Вслед этому были другие выставки, заметные в мире искусства.
Одновременно Додж искал постоянное место для экспозиции своей коллекции. Подходящим музеем стал музей Циммерли, куда коллекция поступила в 1995 году.
К этому знаменательному для Доджа событию был приобщен выпуск книги «От Гулага до Гласности. Нонконформистское искусство из Советского Союза».
За последние годы аукционы принесли некоторым художникам-нонконформистам заслуженную славу и финансовый успех. Некоторые эмигранты из среды советско-российских нонконформистов активно продвигают это искусство.
К примеру, Татьяна Колодзей, — имеет свой собственный фонд, организует выставки в России и США. Есть мнение, что нонконформистское искусство получило сейчас заслуженное признание.
Впрочем, об этом судить может каждый по своему, мне же хочется перейти непосредственно к галерее художников
Первым будет Александр Арефьев
Родился в 1932 году. Учился в средней художественной школе при ЛИНЖАСе. Лидер двух поколений ленинградских неофициальных художников, основатель группы «Болтайка».
В 1977 году эмигрировал, жил в Париже. Участвовал в групповых выставках в Ленинграде, Москве, Джерси – Сити, Сент – Луисе, Монжероне, Париже, Везине, Вашингтоне и других. Умер в 1978 году.
Персональные выставки: 1967 год, СССР Ленинград.
Работы Арефьева представлены в Государственном Русском Музее и Музее нонконформистского искусства, а также в Zimmerly Art Museum, США, частных коллекциях
Продолжение следует.