Из истории школьных вещей

Дневник

Разбирая старые завалы в школьном уголке, натолкнулся я на свой Дневник одиннадцатилетней школы №22 города Архангельска. Сколько любопытного можно из него почерпнуть через каких-то 50-ят с хвостиком лет:)

На выпускном фото (по окончанию школы) учителей нанесены только фамилии и их инициалы. Тех учителей, какие преподавали до выпускного класса уже и не вспомнишь. А тут, глянь, уже на второй странице дневника, можно вспомнить имена и отчества преподавателей (не только директора, завуча, классного руководителя) пения (Мельникова Людмила Владимировна), столярного дела (Сухих Дмитрий Сергеевич), слесарного дела (Рекин Александр Федорович), физкультуры (Костянова Ида Яковлевна), рисования и черчения (Муравинская Геси Борисовна), зоологии (Горская Нина Федоровна), английского языка (Игумнова Тамара Васильевна).

Что изучали в 7-ом классе в те годы?

По литературе — биографию Пушкина, знать историю «Ревизор», стих.Смерть поэта, областной диктант, биография Шевченко, стихотворение «Завещание»; по географии — реки и озера Африки, тропические леса и саванны; пение — творчество Глинки; по зоологии — комаров, мух, вшей, пчел, ракообразных, паукообразных, размножение и развитие рыб; по химии — о Ломоносове; по истории — восстание Разина, Полтавская битва, Крымская война; по английскому — My Town; черчение — принести форматки; по физике — двигатели внутреннего сгорания. ..по другим — форма, №№, параграфы и пр.

Что отмечали

Частенько внизу родителей информировали о собраниях, ставили оценки за неделю по поведению, прилежанию, за дежурство, за ведение дневника, замечания учителей. Я прилежный мальчик в школе был — все четверти всегда была только пятерка, однако, было и несколько исключений, так в марте 1964 года читаю в дневнике запись учителя физики Дунаева Леонида Алексеевича: «Безобразно ведет себя на перемене, разбил установку опыта по физике». Какую установку я разбил и был ли я при этом так «безобразно» в поведении — ничего не помню. А вот то, что за эту неделю я не дал (а должен был!) дневник на подпись родителей, — вижу:)))

Ещё по теме:   О щурах и гульках

Дневник 2Сведения об успеваемости и поведении ученика за 1963 1964 учебный год — тут всё ясно. Рисование — мое слабое место. Остальное — в общем, на 4-ре. В дневнике имеются два приложения. За №1 — общественно — полезный труд, общественно-производственная практика. По обоим позициям в этот учебный год у меня пусто. А как в другие годы учебы было? История и память об этом умалчивает,- дневники надо было за все годы хранить, а не только за 7-й класс (мотай на ус нынешняя молодежь).

dnevnik3За №2 приложение (стр.78 дневника) содержит учет сдачи норм БГТО (будь готов к труду и обороне). Отсутствие подписей учителей наталкивает меня на мысль, что цифры проставлены мною «с потолка». А может и требовалась такая самооценка? Почему нет подписи врача о допуске к сдаче норм, дате получения значка? На странице 79 дневника имеются указания к ведению дневника. В части норм ГТО так здесь сформулировано: «Учет норм ГТО (БГТО) на стр. 78 проставляется на основе положения о комплексе «Будь готов к труду и обороне СССР». Убей ничего не помню, как и что было:(

О чем ещё жалею, сожалею

Не знал до сих пор, что в каждой школе тех лет (как сейчас не знаю?) на каждого учащегося с момента поступления в школу и до окончания велось личное дело. При выбытии учащегося из школы личное дело выдавалось на основании письменного заявления родителям или лицам, их заменяющим, с отметкой об этом в алфавитной книге. Знали ли об этом родители? Вряд ли. Иначе бы оно наверняка сохранилось (в школе личные дела хранились в архиве 3 года).

В чем изюминка личного дела? Оценка успеваемости и поведения по всем предметам погодично проставлялась там. Весьма информативная страничка дела, на случай если вы не сохранили школьные дневники за все годы своей учебы! И еще, относительно поведения. Начиная с 7-го класса (1991/1992г.) в нашем городе (а может и повсеместно по стране) прекратили выставлять оценки по поведению. Что ж после этого удивляться, что нынче нередки «мордобои» не только среди учащихся, но и между детьми и учителями.

Для тех, кто еще не устал от истории школьных вещей, заглядываем дальше в экскурс по страницам интернета:

Ещё по теме:   Из чайной лавки в сентиментальное прошлое…

Журнал

Старику классному журналу лет столько, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал — сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было ещё наших пап и мам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: «Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера» или «Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона Божьего. Оставить на 2 часа после уроков».

Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с волчьим билетом. Это означало, что его обладатель навсегда лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра(?!)

Доска

В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными они назывались потому, что доски эти были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца — аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска — тетрадка: писать легко, буквы получались чёткими. Одно плохо — невместительная. Насколько же удобные нынешние тетрадки! С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска — тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом, электронной указкой.

Линейка

Линейка прямолинейна. Она твёрдо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками — это прямая линия. Ни один школьник не обойдётся без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без неё отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертёж?

Отметка

Наша система называется пятибалльной, а в некоторых зарубежных школах — двенадцатибалльной. 12 — значит «отлично», 11 и 10 — «хорошо», а всё, что ниже 6 — «плохо». А в Германии дети хвастаются единицами и двойками — хорошие оценки, а плохие — пятёрки и четвёрки.

Тетрадь

Почему тетрадка зовётся тетрадкой? Её имя произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и складывали в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий