М.В. Ломоносов. Архангельский краеведческий музей

Добрый час, дорогие друзья!

Сегодня в продолжение нашей Ломоносовской тематики, мы посетим посвященный ему отдел в Архангельском краеведческом музее. Каждый выставочный блок имеет краткую аннотацию типа:

В сентябре 1736 года дня усовершенствования  знаний в науках Ломоносова направили в Германию  в университет города Марбурга, известный главным  образом тем», что в нём преподавал Христиан Вольф, I механик и оптик, человек энциклопедическихI  знаний и философ.

935_

Зачисленные в университет русские студенты начали изучать немецкий язык и одновременно заниматься арифметикой, геометрией и   тригонометрией. Освоив язык, они смогли слушать лекции Вольфа по механике, теоретической и экспериментальной физике, метафизике (философии) и логике.

Здесь Ломоносов знакомится с трудами Галилея, Ньютона, Декарта, Лейбница. Профессор Ю.Г. Дуйзинг читает студентам курс теоретической химии, наёмные учителя учили их французскому языку,   танцам, рисованию, фехтованию.

DSCN1936

Из Марбурга Ломоносовым была прислана его первая научная работа «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (1739 г.). В этот же период наряду с изучением естественных наук Михаил Васильевич Ломоносов занимается теорией русского стихосложения.

В начале 1739 года Ломоносов переезжает в Саксонию, город Фрейберг, для обучению горному делу, металлургии и химии у горного советника И.Ф. Генкеля. Под его руководством и ещё больше  самостоятельно Ломоносов изучает практическую  химию, знакомится с постановкой горного дела в  рудниках Фрейберга, много пишет и ещё больше читает.

Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михайло за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая закончилась  для Ломоносова в 1740 году в  Марбурге после брака с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью квартирной хозяйки.

За девять с половиной лет все русские и иностранные «врата учёности» Ломоносова были пройдены. За годы учёбы в жизненный опыт поморского мальчишки добавились гуманитарные познания, характерные для русской высшей школы, практичность и рационализм точных наук, культивирующихся в Европе.

Так родился удивительный сплав знаний Ломоносова, основанный на гармоничном соприкосновении математики и истории, физики и лирики.

Вам же, друзья, все будет наглядно видно из моих фото по ходу текста и фотогалерее; особую привязку аннотации я не делаю, так как многое я ранее писал в моих предыдущих постах по этой рубрике. 

Ещё по теме:   Коуч А.Донской

А вот на комплектации блоков я остановлюсь подробнее. Сразу оговорюсь, что из двух живописных полотен художников, представленных на выставке, здесь отражается одна. О портрете Ломоносова, выполненного неизвестным художником в XVIII веке, —  был отдельный пост.

Чем богаты, тем и рады:

1. Вид г. Марбурга. Акварель. 1740 г.
2,3 Сценки из жизни студентов немецкого университета.Рисунок 30-х гг. XVIII в.
4. Марбургский университет. Гравюра. XVIII век.
5. Горные выработки в окрестностях Фрейберга.Часть карты Саксонии.XVIII век.

6.«Каин». Рисунок, выполненный Ломоносовым во время обучения в университете в Германии.
DSCN1939

7. Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству. 1734 год. На немецком языке.
8. Правила для рисования художеств* 1746 год. На французиком языке.

Ступа. Чугун. Полоскательница. Медь. Банка. Медь. Свинцовые руды.

«Циркумполярная» карта Ломоносова. 1762-1763 гг. Краткое описание различных путешествий по северным морям. 1759 год. Титульный лист. Рисунки Ломоносова сконструированных им зеркальных телескопов. 1762 г. Чертежные инструменты. XVIII — XIX веков.

1. Дом Ломоносова на Мойка, литография Виктора по рисунку Л.О. Премацци. XIX инь
2. План иллюминации и фейерверка, которые были представлены М.ВЛомоносовым в честь дня рождения императрицы Елизаветы Петровны 18 декабря 1741 года.
3. Екатерина II.
Мозаика Ломоносовской мастерской. 1763.
4. Письмо М.В. Ломоносова графу МЛ, Воронцову от 18 февраля 1711 года.
5. Ваза — кратер. Кон. XVIII века, Петербург. Императорский фарфоровый завод.
DSCN1959Сделано по заказу Придворной конторы.
Фарфор, Роспись, Лепка,
6. Ваза. Вторая половина XVIII века.
 Фарфор, Роспись, Лепка.
7. Тарелка. Кон. XVIII века.
Завод Ф.Я. Гарднера, (с. Вербалки около г. Дмитриева)
 Фарфор, Роспись,
8. Чашка с блюдцем. Нач. XIX века. Завод Попова А.Г.
Фарфор, роспись, Лепка.
9. Чашка на золоченных ножках. Нач. XIX века. Завод Попова А.Г.
Фарфор роспись. Лепка.
10. Подсвечник. XVIII век.
Керамика, Глазурь,
11. Чернильница. Петербург. XVIII век, Императорский фарфоровый завод.

Ещё по теме:   Соломбальская набережная

Продолжение следует…

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий