Не требуй речи от нее медовой.
Чтобы тепло родной земли сберечь,
Зима должна быть вьюжной и суровой
/Татьяничева Л./
Второй как бы обособленный мой коллектив работал на дюкере, — это водонасосная станция, снабжающая заводской поселок и сам завод РКЗ-66 пресной водой. Он располагался в нескольких километрах от рыбокомбината.
Дюкер представлял собой здание с несколькими дизелями и насосами для забора воды из скважин. Самое удивительное, — качество воды было отменное, без какой либо водоподготовки она напрямую использовалась как питьевая. Коренные жители и приезжие только нахваливали ее, и это действительно было так — уникальный подарок природы.
Коллектив из дизелистов и машинистов возглавлял бригадир Петров Володя. Он несколько раньше приехал на Камчатку и уже был в авторитете. Я с ним сразу подружился, хотя разница в возрасте была 14 лет.
Как к старшему я всегда обращался за советом к нему, и он всегда искренне мне помогал. Как говорят, я был за ним как за каменной стеной, а, следовательно, меньше всего этот участок меня досаждал. Обычно со сменой на дюкер я встречался по утрам, провожая их. Ребят из его бригады по фамилии помню немногих, о чем сейчас сильно сожалею. В памяти сохранились Костюк Юрий, Куделя Анатолий, Козлов.
Основные трудности, как я ранее уже упоминал в этой рубрике, несли котельные, — особо ЦК, — центральная. Изменить, что- либо в лучшую сторону, когда на носу была зима, не представлялось возможным. Оставалось только строить планы, за что взяться в первую очередь.
Мощности котельной явно не хватало для обеспечения паром завода и отопления поселка. Работа шла на одних нервах, и в этом направлении я с главным энергетиком Яблуновским Василием Максимовичем мало что мог изменить. Без поставки дополнительного оборудования кардинально изменить ситуацию было невозможно.
Я и подумать не мог, что, несмотря на наши «бомбардировки» руководства РКЗ-66, Камчатрыбпрома, дополнительный котел поступил только через 7,5 лет весной 1981 года. Нулевой цикл я застал, но вскоре с завода я уволился переводом на Усть-Камчатское предприятие Госснаба.
Почему все так затянулось, мне и сейчас до конца не ясно. Возможно, сказалась личная инициатива нового главного инженера рыбоконсервного завода Иванченко С.И, приехавшего с материка. Возможно ситуацию «прочувствовал» главный инженер Камчатрыбпрома Панин Е.В. Изменись ситуация на несколько лет раньше и я вполне мог руководить паросиловым участком далее. А может быть доработал и до времени полного развала завода и его банкротства? Кто знает?.
Зима на Камчатке наступает примерно в тоже время, что и на архангельской земле, — в конце ноября. Но сюрприз она мне все же поднесла. Как то утром в гостинице глянул в окно «света божьего не видно». Все в снегу, пурга страшная! Прибыть на работу вовремя — святое дело. Я к выходу, да не тут- то было. Двери выше верхней кромки на высоту протянутой руки завалены снегом.
Что делать? — задаю себе вопрос. А в гостинице тишина, как будто мне одному надо вовремя на работу попасть. Кое — как отгреб снег, чуть раздвинул полотно двери, вылез. Лежу на снегу, соображаю — двигаться можно ползком только и то проблематично, до проходной завода метров 300 минимум.
Вдали на главной дороге в сторону завода натужно гудит трактор, видимо пробивает дорогу. Этот путь короче, но по прямой снег рыхлый и глубокий. Повернул я голову вправо и решение сразу созрело. Самый короткий отрезок — к забору. И хотя высота снежного покрова чуть ниже, главное — я смогу залезть на забор. Благо в то время он еще был узкий и деревянный.
Вот так взобравшись на заводской забор, словно на коня, я медленно стал продвигаться к проходной РКЗ-66.
От нее до моей котельной уже было проще — трактора чистили этот отрезок раньше всех. Едва отдышавшись, я зашел в цех. Ну, думаю, ждать сегодня смену вовремя маловероятно. Но я ошибался. На мое удивление все «доползли» без опозданий! А с этими парнями можно работать, — подумалось мне. Они совсем не такие уж плохие, как обрисовали их мне работники Главка в Питере. Впереди действительно были дела, требующие упорства, воли, трудолюбия, и мы вместе оправдали надежды заводского руководства.
Продолжение следует, дальше будет интереснее:)