Болезнь или порок?

Сегодня что считать “пороком” вопрос непростой. Обычно мы так называем сомнительную, с точки зрения морали, привычку, например, пьянство, жадность, религиозный бред, курение, узость взглядов, блуд, предубеждение, «иерусалимский синдром»

Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможетблудДля древних греков порок – это нечто противоположное добродетели, поощряемой культурой, например, трусость. Христиане несколько усложнили представление о природе порока, введя учение о первородном грехе, т. е. природной испорченности человека, которая делает возможным то, что греки называли акрасией – состояние, при котором, человек знает, что 1 — это хорошо, но все равно делает 2 — иное.

Возрождение, Просвещение привели к тому, что порок в Европе стали трактовать более дифференцированно. Порок может быть психической болезнью, следствием социального неблагополучия, результатом плохого политического устройства и т. д. Психическое расстройство – это сбой нормального функционирования, такой сбой, который человеку не нравится, и он к нему не стремится, потому что расстройство приносит в его жизнь нечто плохое. Болеет человек, а не группа людей. Нарушение функционирования связей в обществе (в семье, например) не относится к психическим расстройствам. Поведение, ставящее человека в конфликт с обществом, не должно по умолчанию считаться патологическим. Преступник – не обязательно больной человек. Порок и болезнь могут совпадать.

кара вирус

У психического заболевания может быть моральный аспект — человек страдает от психического заболевания, неся наказание за плохие поступки. Очень забавно, но практически все так называемые семь смертных грехов можно найти в современной классификации психических расстройств:

— Психогенное переедание (чревоугодие);
— Гиперсексуальное расстройство (похоть), “дистресс в связи с желанием новых сексуальных отношений”;
— Алчность;
— Перемежающееся расстройство взрывного характера — гнев;
— Ослабление воли при шизофрении (уныние).

Ещё по теме:   У Селина всегда будут читатели

Сегодня проблема порок: болезнь находятся на двух разных чашах весов. На одной стороне доминируют религиозные представления о морали и о ментальных явлениях, включая психические болезни. В другом мире преобладает научно-медицинское видение проблемы. В далекие времена сумасшедшие были частью общества. Ныне реальность приносит новые стандарты социальной гигиены, и отношение к девиациям меняется. Вроде бы общество гуманизируется, но в том, что касается психической болезни, укрепляется отрицательное отношение, формируется то, для чего позднее придумали слово “стигматизация”. Безумцев собирают в спец учреждения с тюремными порядками, больных женщин стерилизуют.

В медицинскую классификацию проникает политическая концепция прав других людей, как диссоциальное расстройство личности, в виде установленных государством норм.
Классификация придает одинаковую диагностическую значимость педофилии — имеют действия, совершаемые в воображении, и реальные поступки. В данном случае наблюдается, наверное, самый яркий пример существования проблемы порок/болезнь в наши дни. Секс с детьми признается психиатрами проявлением болезни, но в то же время это порочный поступок, за который человек обязан нести юридическую ответственность.

Почти всегда только в психиатрии используются моральные концепции. В других областях медицины – их нет Мы не встретим никаких моральных концепций, где при составлении диагностических критериев описываются страдания, утрата чего-то, боль. Критерии диагностики шизофрении разрастаются в целые тома, в то время как для определения педофилии достаточно описания порочного поступка.

беспамяствоСегодня идет философская дискуссия по основам психиатрии — одни причисляют всех преступников к безумцам. Другие более склонные к скептизму по отношению к психиатрии в целом считают проблему порок: болезнь вопросом не для врачей. То есть последние стоят на точке зрения, что эта проблема общества и только. Слабость первых в том, что их мнение отрицает свободу воли. Слабость вторых — в безапелляционном аннулировании самой болезни.

Ещё по теме:   От улыбки станет всем светлей

История психиатрии наглядно показывает, что эта наука стремилась в своем развитии всегда отойти от моральных вопросов, оставляя решение на плечах права, религии. Все резко изменилось к концу прошлого века, когда стала популярной тема расстройства личности. Без обсуждения моральных аспектов стало уже не обойтись.

«Одни считают, что расстройства личности лишают человека адекватного понимания моральных принципов, а значит, человек не в полной мере ответственен за свои поступки. Другие утверждают, что расстройства личности не связаны с таким уж мощным разрушением психики, что человек перестает адекватно понимать требования морали.»

Мастера художественного слова также на протяжении всей человеческой истории не обходят стороной вопрос порока: болезни.

Чеховский герой возмущается неумелой продажей себя (проститутки публичного дома) — «Неужели они не могут понять, что порок тогда обаятелен, когда он красив и прячется, когда он носит оболочку добродетели?; «Порок есть, — думал он, — но нет ни сознания вины, ни надежды на спасение».

Мысль. Андреев Леонид. Откровение героя Керженцева после убийства  «Это мысль о грозной опасности моего опыта…Сумасшествие — это такой огонь, с которым шутить опасно. Разведя огонь в середине порохового погреба, вы можете чувствовать себя в большей безопасности, нежели тогда, если хоть малейшая мысль о безумии закрадется в вашу голову».

P.S. карикатура кара-вирус: ист. газета Правда Северо-Запада №4/166 от 05.02.20

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий