Кто же Гайдар сегодня?

Предыдущий пост темы здесь.

Кто же Гайдар сегодня? Классик? Человек-легенда или злой гений? Как следует относиться к его наследию?

Реанимировать интерес читателей к его произведениям через фильтрацию смысла или отдать на откуп узкому кругу специалистов?

Начатая в 60-е годы полемика о Гайдаре между известными критиками-биографами писателя Верой Смирновой и Венедиктом Сарновым переросла в 90-е в спор о нем.

По-разному оцениваются сегодня факты биографии писателя, но неизменным остается признание Гайдара «классиком литературы и не только детской»; блистательным стилистом, «атмосфера и ритм прозы которого удивительны».

Автору данной статьи близка позиция тех, кто стремится защитить честь и имя писателя, много значившего для нескольких поколений читателей.

И вслед за критиком Сергеем Сивоконем хочется сказать «новоиспеченным критикам Гайдара: попробуйте сами написать такие книги, как у него -тогда и поговорим».

Могут ли произведения А. Гайдара быть востребованы сегодня юными читателями?

Директор Московского Дома детской книги Ольга Кофф, размышляя о «Судьбе барабанщика», считает, что произведение очень современно.

«Нынешние дети иногда оказываются в куда более «крутых» обстоятельствах, но иного пути противодействия злой воле, чем тот, который указал Гайдар, нет:

только наблюдение, размышления, сознательное отношение к себе и жизни и, конечно, вера в добро и справедливость».

И далее автор пишет: «Одиночество ребенка и несправедливость того мира, в котором с ребенком может произойти описанные в «Судьбе барабанщика», вправду, «дела суровые и опасные, не меньше, чем сама война.

Но не только это. «Судьба барабанщика», как и другие повести Гайдара, — это еще и документ тревожного и трагического времени. Глубина и многослойность содержания делают их востребованными не только детьми разных возрастов, но и взрослыми читателями, проявляющими интерес к внутреннему миру своих детей, задумывающимся о семейных взаимоотношениях.

Так, в небольшой лирической новелле «Голубая чашка» прослеживаются две сюжетные линии. Одна «детская» — путешествие Светланы и отца в поисках «хорошей жизни».

Другая «взрослая» — о небольшой ссоре в семье, о ревности, о напряженном раздумье отца Светланы о своей жизни, о победе любви и обретении спокойной уверенности в том, что жизнь, в сущности, прекрасна.

Сюжетообразующая деталь — «голубая чашка» — в то же время и символ хрупкого, и крайне необходимого всем и каждому взаимопонимания.

Рассказ «Чук и Гек» по своей тематике, глубине психологизма, лирической окрашенности очень близок «Голубой чашке».

Лирическая тема счастья определяет содержание произведения, а светлые, радостные события, рассказанные просто и проникновенно организуют сюжет.

Начиная работу над рассказом, Гайдар писал своей жене: «Рассказ пишу небольшой — злата и серебра он принесет нам с тобой немного, но зато он сам будет светлый, как жемчужина» (Гайдар А. соч.: В 4 т. М., 1957).

Таким именно и вышло это произведение. А что касается автора, то здесь Гайдар с новой силой предстает как талантливый стилист, мастер портретных зарисовок, тонкий психолог.

Он раскрывает мир ребенка, радость жизни, живо и непосредственно показывает радостное ощущение новизны впечатлений.

Детский мир и мир взрослых взаимосвязаны. Настоящей поэзией любви овеян образ матери мальчиков. Рассказ рождает радостные, светлые, добрые чувства.

Жажда радости бытия, внутреннее неприятие войны, стремление к миру и взаимопониманию — не эти ли актуальные проблемы, которые волновали Гайдара, волнуют и нас, живущих в горячее, неспокойное время?

С какими современными авторами дети сегодня могут вступить в диалог? Нельзя не заметить того, что современная детская литература в целом не направлена на формирование этических и эстетических вкусов читателей.

Издательства перестали обращаться не только к Гайдару, поскольку имя его было скомпрометировано «перестройкой», но и мало знакомят читателей с новыми именами, что явно тормозит процесс обновления детской литературы.

Сегодняшние дети ряда регионов страны пережили (и переживают!) гражданскую войну или слышали о ней. Они видят своих обездоленных сверстников.

Но детская литература не отражает эти процессы и не дает ответа на многие вопросы, которые ставит жизнь. Гражданин, Общество, Подвиг, Нравственный выбор — этих слов в новейшей детской литературе нет!.

Гайдар умел говорить с детьми о «вечных» ценностях человеческой жизни. И делал это настолько талантливо, что у сегодняшних юных читателей не утрачен интерес ко многим его произведениям.

Хочется верить, что писатель Гайдар останется в литературе. И в этой связи не может не радовать, что каждый год в разных городах России проходят Гайдаровские чтения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: