Изготовление колоколов. Архитектура колокола

Начало здесь.

Веселей, друзья, за дело —

Выльем колокол! Начнём.

Пусть горячий пот                             

По лицу течёт, —
Труд наш, если бог поможет,
Славу мастера умножит.

Единственным производителем колоколов в России в XVII веке был московский Пушечный двор, который исполнял заказы только своего хозяина — Российского Государя. Известны случаи, когда отлитые на Пушечном дворе колокола других заказчиков, в конечном счете, оказывались на кремлевских колокольнях.

Среди царских заказов большую долю составляла отливка орудий различных калибров для множества русских городов-крепостей. Недаром Андрей Чехов подписывался на своих колоколах, как «пушечной литец».

Важным этапом развития  русского колокололитейного дела ХУП века стало основание в Москве первого частного литейного производства, организованного знаменитыми колокололитейщиками Моториными, работавшими прежде на государевом пушечнолитейном дворе, династия которых ознаменовала собой расцвет сверхтяжелого цветного литья в России.

Известные мастера – литейщики – Андрей Чохов, Фёдор, Иван и Михаил Моторины, Андрей Григорьев. Колокольному делу учились 20 лет. Григорьев в 1668 году отлил 35-тонный Большой благовестный колокол для Звенигорода. 

В 1733-35 годах Иван и Михаил Моторины отлили Царь – колокол. В 1503 архиепископ Новгородский Макарий  в память рождения  Иоанна IV соорудил  для Софийской церкви колокол в 250 пудов.

Пока отливается колокол, мастер не знает его судьбу, не знает, будет ли он звонить, пока его не подвешивали. Раствор заливали в яму. Малейшее отклонение от пропорций  могло сделать колокол немым. Переживали мастера очень.

При отливке колокола каждый старался  бросить в расплавленную массу денежку (медь или серебро), как бы становился участником события. Новый колокол встречали торжественно, духовенство было в полном облачении, с хоругвями и иконами совершали обряд крещения, и только тогда  весили на колокольню.

Цари, бояре, купцы  создавали колокола на свои деньги и жертвовали их монастырям.  В Новодевичьем Монастыре  находится один из царских колоколов с надписью: «Лета 7138 (1630)  апреля в 13 день  при великом государе царе  и великом князе Михаиле Фёдоровиче и при великом

господине святейшем патриархе Филарете поставила сей колокол мати государя царя царица Марфа Ивановна в доме Пречистыя Богородицы Новодевичьего монастыря».Учёные установили, что колокола работают как генераторы энергии. Они разрушают болезнетворную среду, обезвреживают вирусы гриппа, желтухи и др. болезней.

Восприняв традиции Новгорода и Пскова, колокольные мастера Севера трудились на Соловецких островах,

DSCN4539

в Сольвычегодске, Кегострове (пригород Архангельска). Существовали литейные мастерские и на Мезени, на Онеге. Особенно славились на Севере колокола, которые лил в XVIII веке кегостровский мастер Иван Христофоров.

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Это достигается различными средствами, как-то:

 

  1. Точностью пропорций  меди и олова, нередко с добавлением серебра, то есть правильным сплавом. Для отливки колоколов применяется сплав из меди и олова, который называют “колокольная бронза” или “колокольный металл», в отличие от сплава меди с цинком (латуни), из которой отливаются корабельные сигнальные звукоиздаватели — рынды. Колокольная бронза обычно содержит около 20% олова и 80% меди. Медь- металл достаточно мягкий, имеет характерный красноватый цвет, обладает ковкостью, пластичен. Температура плавления меди -1084 градуса по Цельсию. Олово — металл мягкий, белый с серебристым блеском. Температура плавления олова 228 градусов по Цельсию. Колокольная бронза — сплав твердый, хрупкий, имеет характерный серебристый излом. Температура плавления колокольной бронзы — 880 градусов по Цельсию.
  2. Высотой колокола и его шириною, то есть правильной пропорцией самого колокола.
  3. Толщиною стен колокола.
  4. Правильным подвешиванием колокола.

      5.   Правильным сплавом языка и способом его крепления, и многим другим.

1.балкаkolokol

2.ухо                                                                             

3.сковорода

4. плечо

5.голова колокола

6. юбка

7. ударный пояс

8. нижний край

9. язык колокола

10. орнаментальный пояс

 Продолжение следует. 



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: