Начало здесь.
Веселей, друзья, за дело —
Выльем колокол! Начнём.
Пусть горячий пот
По лицу течёт, —
Труд наш, если бог поможет,
Славу мастера умножит.
Единственным производителем колоколов в России в XVII веке был московский Пушечный двор, который исполнял заказы только своего хозяина — Российского Государя. Известны случаи, когда отлитые на Пушечном дворе колокола других заказчиков, в конечном счете, оказывались на кремлевских колокольнях.
Среди царских заказов большую долю составляла отливка орудий различных калибров для множества русских городов-крепостей. Недаром Андрей Чехов подписывался на своих колоколах, как «пушечной литец».
Важным этапом развития русского колокололитейного дела ХУП века стало основание в Москве первого частного литейного производства, организованного знаменитыми колокололитейщиками Моториными, работавшими прежде на государевом пушечнолитейном дворе, династия которых ознаменовала собой расцвет сверхтяжелого цветного литья в России.
Известные мастера – литейщики – Андрей Чохов, Фёдор, Иван и Михаил Моторины, Андрей Григорьев. Колокольному делу учились 20 лет. Григорьев в 1668 году отлил 35-тонный Большой благовестный колокол для Звенигорода.
В 1733-35 годах Иван и Михаил Моторины отлили Царь – колокол. В 1503 архиепископ Новгородский Макарий в память рождения Иоанна IV соорудил для Софийской церкви колокол в 250 пудов.
Пока отливается колокол, мастер не знает его судьбу, не знает, будет ли он звонить, пока его не подвешивали. Раствор заливали в яму. Малейшее отклонение от пропорций могло сделать колокол немым. Переживали мастера очень.
При отливке колокола каждый старался бросить в расплавленную массу денежку (медь или серебро), как бы становился участником события. Новый колокол встречали торжественно, духовенство было в полном облачении, с хоругвями и иконами совершали обряд крещения, и только тогда весили на колокольню.
Цари, бояре, купцы создавали колокола на свои деньги и жертвовали их монастырям. В Новодевичьем Монастыре находится один из царских колоколов с надписью: «Лета 7138 (1630) апреля в 13 день при великом государе царе и великом князе Михаиле Фёдоровиче и при великом
господине святейшем патриархе Филарете поставила сей колокол мати государя царя царица Марфа Ивановна в доме Пречистыя Богородицы Новодевичьего монастыря».Учёные установили, что колокола работают как генераторы энергии. Они разрушают болезнетворную среду, обезвреживают вирусы гриппа, желтухи и др. болезней.
Восприняв традиции Новгорода и Пскова, колокольные мастера Севера трудились на Соловецких островах,
в Сольвычегодске, Кегострове (пригород Архангельска). Существовали литейные мастерские и на Мезени, на Онеге. Особенно славились на Севере колокола, которые лил в XVIII веке кегостровский мастер Иван Христофоров.
Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Это достигается различными средствами, как-то:
- Точностью пропорций меди и олова, нередко с добавлением серебра, то есть правильным сплавом. Для отливки колоколов применяется сплав из меди и олова, который называют “колокольная бронза” или “колокольный металл», в отличие от сплава меди с цинком (латуни), из которой отливаются корабельные сигнальные звукоиздаватели — рынды. Колокольная бронза обычно содержит около 20% олова и 80% меди. Медь- металл достаточно мягкий, имеет характерный красноватый цвет, обладает ковкостью, пластичен. Температура плавления меди -1084 градуса по Цельсию. Олово — металл мягкий, белый с серебристым блеском. Температура плавления олова 228 градусов по Цельсию. Колокольная бронза — сплав твердый, хрупкий, имеет характерный серебристый излом. Температура плавления колокольной бронзы — 880 градусов по Цельсию.
- Высотой колокола и его шириною, то есть правильной пропорцией самого колокола.
- Толщиною стен колокола.
- Правильным подвешиванием колокола.
5. Правильным сплавом языка и способом его крепления, и многим другим.
2.ухо
3.сковорода
4. плечо
5.голова колокола
6. юбка
7. ударный пояс
8. нижний край
9. язык колокола
10. орнаментальный пояс
Продолжение следует.