Начало здесь.
По-разному украшались колокола на протяжении всей их долгой истории. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв.
Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты (богослужебных текстов, исторические сведения), указывающие повод вклада.
Колокола уподоблялись поминальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных или близких вкладчику людей. Если колокол повреждался, то и тогда он продолжал исполнять свое предназначение, становясь в результате переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса.
Изучение надписей и шрифтов русских колоколов выявляет факт привлечения лучших иконописцев — изографов для разработки системы размещения надписей, соединения букв в уставном письме, когда одна буква входит в другую и часть последующей буквы является составляющей предыдущей („вязь»). Удивительно красиво русские мастера располагали по высоте колоколов различные пояски и бороздки, подчеркивая тем самым изменения направления кривой профиля колокола.
На Руси, как правило, сам колокол укреплялся неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук. Этим самым русский народ уподобил звон колокола живому голосу.
По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать. Русский народ назвал ударную часть колокола языком, как бы уподобив звон колокола живому голосу, это говорящие уста.
В дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни Святых Божьих он говорит нам о вечном покое святых небожителей. В дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, в дни Светлой Пасхальной седмицы возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царстве Христовом.
Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днём и ночью, и большей частью с высоты при храмах Божьих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исайю: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью, напоминая о Господ». И все вокруг говорили: «это голос Бога слышен!».
Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства. «Двинской летописец» неоднократно упоминает колокольный звон, описывая встречу в Холмогорах и Архангельске Петра I в 1693 г.: «…июля в 28 день царь … Петр Алексеевич… изволил в первом своем походе со своими ближними людьми прити на судех ко граду Холмогорам.
И как ис под Костромской волости суда явились, и тогда был в соборе благовест в один колокол, покамест судами против города к берегу пристал. А как изволит в карету сесть и шествовать через город … тогда в соборе учинится звон во все колокола … И на завтрое … поплыли к городу Архангельскому Двиной рекою мимо посад.
А как посадами плыли, тогда был звон по всем приходским церквам во всея колокола». Пространная редакция летописца сообщает про тот день: «И звону во вся бывшу того вечера и ночи до 5-го часа». Колокольный звон сопровождал почти все пребывание Петра I в Архангельске.
Колокола извещали о пожаре,
и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием. Колокола сообщали о приближении неприятеля: такая функция была у поморских колоколен, например, в годы Крымской войны: «…назначены на колокольнях постоянные караулы, … таким образом, что при первом появлении неприятеля… караульный ударит в набат».
Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки. У церкви Вознесения Господня на Соловках «над колокольнею находится деревянная глава… а поверху главы устроен деревянный фонарь со стеклом, который служит маяком».
Рейнеке в «Гидрографическом описании Белого моря» упоминает о башенке с колоколом при маяке на Мысе-Острове, «который звонит во время тумана». Память о такой функции колоколов сохранилась в народной молве.
На севере отливали маленькие ямские колокольцы. Металл плавили в тиглях. Через золотник заливали в форму. Тигли помещались в огромной печи в избе. Рядом — воздуходувные меха. Перед печью — длинный стол с прямоугольными ящиками – опоками.
Над ними решета для просеивания земли. Затвердевшую отливку достают, очищают от земли, дорабатывают молотками. На колокольцах выбивали надписи: «Купи, денег не жалей, со мной веселей», «Кого люблю, того дарю». Дорого ценилась «ямская гармонь» — набор колокольчиков – басы, альты, тенора.
Продолжение следует.