Украшения колоколов

Начало здесь.

 По-разному украшались колокола на протяжении всей их долгой истории. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв.

Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты (богослужебных текстов, исторические сведения), указывающие повод вклада.

kolokol_

Колокола уподоблялись поминальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных или близких вкладчику людей. Если колокол повреждался, то и тогда он продолжал исполнять свое предназначение, становясь в результате переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса.

Изучение надписей и шрифтов русских колоколов выявляет факт привлечения лучших иконописцев — изографов для разработки системы размещения надписей, соединения букв в уставном письме, когда одна буква входит в другую и часть последующей буквы является составляющей предыдущей („вязь»). Удивительно красиво русские мастера располагали по высоте колоколов различные пояски и бороздки, подчеркивая тем самым изменения направления кривой профиля колокола.

На Руси, как правило, сам колокол укреплялся неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук. Этим самым русский народ уподобил звон колокола живому голосу.

По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать. Русский народ назвал ударную часть колокола  языком, как бы уподобив звон колокола  живому голосу, это говорящие уста.

В дни великих праздников  он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни Святых Божьих  он говорит нам о вечном покое святых небожителей. В дни Страстной седмицы напоминает нам о  нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, в дни Светлой Пасхальной седмицы возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царстве Христовом.

Благовествуя  славу имени Христова, раздаваясь днём и ночью, и большей частью с высоты  при храмах Божьих,  колокольный звон сам собою напоминает нам  слова Господа Вседержителя, сказанные через  ветхозаветного пророка Исайю: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил  сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью, напоминая о Господ». И все вокруг говорили: «это голос Бога слышен!».

Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства. «Двинской летописец» неоднократно упоминает колокольный звон, описывая встречу в Холмогорах и Архангельске Петра I в 1693 г.: «…июля в 28 день царь … Петр Алексеевич… изволил в первом своем походе со своими ближними людьми прити на судех ко граду Холмогорам.

И как ис под Костромской волости суда явились, и тогда был в соборе благовест в один колокол, покамест судами против города к берегу пристал. А как изволит в карету сесть и шествовать через город … тогда в соборе учинится звон во все колокола … И на завтрое … поплыли к городу Архангельскому Двиной рекою мимо посад.

А как посадами плыли, тогда был звон по всем приходским церквам во всея колокола». Пространная редакция летописца сообщает про тот день: «И звону во вся бывшу того вечера и ночи до 5-го часа». Колокольный звон сопровождал почти все пребывание Петра I в Архангельске.

Колокола извещали о пожаре,

pozhar

и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием. Колокола сообщали о приближении неприятеля: такая функция была у поморских колоколен, например, в годы Крымской войны: «…назначены на колокольнях постоянные караулы, … таким образом, что при первом появлении неприятеля… караульный ударит в набат».

Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки. У церкви Вознесения Господня на Соловках «над колокольнею находится деревянная глава… а поверху главы устроен деревянный фонарь со стеклом, который служит маяком».

Рейнеке в «Гидрографическом описании Белого моря» упоминает о башенке с колоколом при маяке на Мысе-Острове, «который звонит во время тумана».  Память о такой функции колоколов сохранилась в народной молве.

 На севере отливали маленькие ямские колокольцы. Металл плавили в тиглях. Через золотник заливали в форму. Тигли помещались в огромной печи в избе. Рядом  — воздуходувные  меха.  Перед печью  — длинный стол с прямоугольными ящиками – опоками.

Над ними решета для просеивания земли. Затвердевшую отливку достают, очищают от земли, дорабатывают молотками. На колокольцах выбивали надписи: «Купи, денег не жалей, со мной веселей», «Кого люблю, того дарю». Дорого ценилась «ямская гармонь» — набор колокольчиков – басы, альты, тенора.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: