Добрый день, друзья!
Предшествующий пост читайте здесь.
Подлинными шедеврами собрания изобразительных искусств стали два портрета К.П. Брюллова — удачные находки музея, украшающие теперь экспозицию.
«Портрет великой княгини Елены Павловны (1806 — 1873), жены великого князя Михаила Павловича», написанный между 1829- 1830 гг.
является поясным вариантом парадного портрета княгини, хранящегося в Государственном Русском музее.
В Третьяковской галерее тоже есть подобный портрет: изменился только цвет платья княгини. Существование трёх портретов в одном из своих писем подтверждает сам Брюллов:
«Великая княгиня изволила заказать мне свой портрет в рост и несколько копий с него».
В это счастливое для молодого художника время кисти его, казалось, было подвластно все: передача шелковистости волос, мерцания жемчуга, мягкости бархата.
«Но певучая красота линий и виртуозность в изображении материала отвлекают внимание от лица: в ту пору художник давал чисто внешнюю характеристику своим героиням», —
мнение ведущего специалиста нашего музея, с которым я не могу согласиться. Лицо одной из самых ярких женщин России XIX века не просто не отвлекает, а таинственно притягивает взор.
Может мое мнение подвластно тем замечательным характеристикам, которые тогда и сейчас складываются вокруг ее личности? Кто его знает…
Разносторонность ее интересов, пытливый ум и глубокие знания, умение с особым тактом найти тему в разговоре привлекали к ней государственных деятелей, ученых, литераторов, художников.
Ею восторгался А.С. Пушкин, её музыкальные вечера собирали всех талантливых музыкантов, и она способствовала созданию Петербургской консерватории.
Во времена Крымской войны занималась организацией медицинской помощи и созданием отрядов сестёр милосердия в воюющих войсках, привлекая к этому лучшие медицинские силы, в том числе хирурга Н.И. Пирогова.
Она же стояла у истоков создания Клинического института в Петербурге. Елена Павловна сыграла большую роль в деле подготовки крестьянской реформы 1861 года, вызывая тем самым возмущение со стороны её противников.
«Всеми она признана мастерицей устраивать праздники и пленять своим умом, если бы эта умная женщина не мешалась в государственные дела, она, конечно, была бы украшением нашего двора», — отзывался о ней Николай I.
«Портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина» 1830-е. Холст, масло. 101х88 см.
по своим художественным достоинствам стоит в ряду лучших портретов Брюллова тридцатых годов XIX века.
Мусин-Пушкин Владимир Алексеевич (1798 – 1854), сын известного собирателя и издателя памятников древнерусской литературы и истории Алексея Ивановича Мусина-Пушкина.
Капитан лейб-гвардии Измайловского полка, декабрист, член Северного общества.
После разгрома восстания декабристов несколько месяцев проведший в Петропавловской крепости, Мусин-Пушкин был человеком блестящего ума, мужества и благородства.
В 1831 году вышел в отставку. Он интересен нам ещё и тем, что был знаком и дружен с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым. Последний посвятил его жене Эмилии Карловне стихотворение.
Картина приобретена в 1969 году у В.А. Левина, ранее собрание А.А. Левиной, А.В. Левина, Москва.
Уменьшенные копии – варианты хранятся в Рыбинском историко-художественном музее и в Ярославском художественном музее. Литографирован А.А. Козловым.
Одновременно Брюлловым Карлом Павловичем был написан парный портрет его жены Эмилии Карловны Мусиной-Пушкиной, урожденной Шернваль,- местонахождение картины неизвестно.
Явно под влиянием творчества Брюллова написан В.А. Тропининым «Портрет неизвестного в охотничьем костюме», по своему композиционному решению близкий портрету Мусина-Пушкина. До сего дня личность изображенного неизвестна.
Но исполненный романтической мечтательности, мягкий и доброжелательный тропининский герой является прямой противоположностью гордому и мятежному брюлловскому графу.
Прекрасными образцами русского акварельного портрета, получившего популярность в тридцатых — сороковых годах, являются работы А.П. Брюллова и В.И. Гау.
Виртуозно используя возможности техники акварели: размывы пятен, затёки, прозрачность мазка и роль бумаги, — художники создавали образы, исполненные поэзии и очарования.
В последние годы возрос интерес к портретам неизвестных художников. Это особый, пока мало изученный пласт нашего художественного наследия,
свидетельствующий о широком распространении портрета в различных слоях русского общества.
Искренность и непосредственность, с которыми безымянные авторы относились к своим портретируемым, позволили им многое разглядеть в своих
героях: угадать настроение или характер, отметить их сословную принадлежность, сохранить живую память о людях минувших эпох.
На сегодня это все. Следим за продолжением.