Музей изобразительных искусств. Архангельск. Начало XX века.

Добрый день, друзья!

Предшествующий пост экскурса по залам музея изобразительных искусств читайте тут.

Начало XX века отмечено стремительной сменой стилей и направлений, изобилием различных групп и объединений, многообразием творческих дарований.

  Поэтому естественно желание музея изобразительных искусств  представить в коллекции все основные тенденции в развитии русского искусства предреволюционной поры.

 Из лучших полотен поздних передвижников отмечу «Талант» (1906) Богданова-Бельского, — картина из первого моего поста этой рубрики.

  Более десяти лет назад архангельские музейные специалисты узнали, что существует авторское повторение этой работы.

 Его подарил Советскому фонду культуры Арманд Хаммер.

 (Справочно: Арманд Хаммер — первый студенческий миллионер из семьи основателя коммунистической партии США. Предпринимательская жилка позволила ему

 впоследствии сколотить миллиарды долларов; имел контакты и деловые связи с Владимиром Ильичем Лениным и другими лидерами СССР вплоть до М. Горбачева, был вхож в семьи Рузвельта, британского принца Чарльза.

 В трудные голодные годы В.И. Лениным были подписаны с А. Хаммером договоры обмена – в обмен на американскую пшеницу, бизнесмен увозил из СССР черную икру, пушнину, другие государственные ценности).

Из работ известного художника-реалиста, члена «Товарищества передвижников»  Николая Алексеевича Касаткина (1859 – 1930) музей располагает одной картиной.  С артистизмом и легкостью написана им картина «Хозяйка»,

 Khozyayka

 достойно представляющая этого мастера в его многочисленной галереи работ, показывающих жизнь рабочих и городской бедноты своего времени.

 Рядом характерных работ представлено творчество художников объединения «Мира искусства» и близких к нему мастеров. Петербуржец Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960)– один из них.

  Талантливый художник, искусствовед, теоретик и писатель был одним из основателей и идейным руководителем «Мира искусств».

Ещё по теме:   Прогулки по Томску

 Почти все художники этого направления  увлекались прошлым, пытаясь найти в пышной роскоши эпохи Людовика XIV, русском XVIII веке и национальном своеобразии допетровской Руси те красоту и гармонию, которых им недоставало в современной жизни.

 Работа Бенуа «У фонтана Бахуса», выполненная художником в 1921 году

 U_fontana_Bakhusa

Бумага, акварель, гуашь, белила, графитный карандаш. 58,1х85 см. Приобретена нашим музеем в 1970 году у С.К. Пхакадзе, ранее собрание А.К. Крайтор, Москва.

 Фонтан неоднократно изображался художником. В известной картине «Прогулка короля»

 Progulka_korolya

  изображена та же часть версальского парка.

 «Я упоен Версалем, это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть… За деревьями, бронзами, вазами Версаля я как-то перестал видеть наши улицы, городовых, мясников, хулиганов», писал Александр Николаевич.

 С работами Петра Петровича  Кончаловского связана еще одна особенность собрания Архангельского музея. Рубеж веков был временем художественного освоения Севера.

  «Открыли» его В. Серов и К. Коровин во время своего путешествия в 1894 году. На Севере побывали В.Верещагин, А.Архипов, М.Нестеров, Л. Туржанский, В. Переплетчиков, С. Виноградов, И. Билибин, ряд других художников.

  Известны две картины Петра Петровича, написанные в 1903 году в Архангельске. Обе они принадлежат сейчас Архангельскому музею.

 Это выполненные полотна на холсте маслом «Архангельск. Корабли в порту», приобретенную в 1972 году у сына художника и  «Зима. Мельница на Кегострове», приобретенную в 1980 году у И.И. Подзорова, ранее собрание Н.С. Аржанникова, Москва.

  Когда в 1984 году Архангельск отмечал свой 400-летний юбилей, музей организовал выставку «Север в творчестве русских художников», в которой приняли участие двадцать девять музеев страны.

 «Творчество перечисленных выше художников было представлено достаточно полно. Выставка дала почувство­вать, чем был Север для многих художников.

Ещё по теме:   Старый Архангельск

  Разливы его рек, серые избы под высоким небом, сохранившиеся памятники деревянной архитектуры, парусники у пристани, безмолвие белых ночей

приобщали художников к чему-то близкому и забытому, открывали истоки национальной жизни.

  Музей поставил перед собой задачу собрать работы художников, творчество которых связано с архангельским краем».

 В результате фонды музея пополнились работами Абрама Ефимовича Архипова «Крестьянская девушка за рукоделием» картон, пастель, уголь 99,3х69,7 см.,

  Krestyansraya_devushka_

 К.А. Коровина «У причала Архангельска»,  Б. М. Кустодиева «Финский букет» и другие.

На этом сегодня все. Следим за продолжением экскурса.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: