Добрый день, друзья!
Предшествующий пост экскурса по залам музея изобразительных искусств читайте тут.
Начало XX века отмечено стремительной сменой стилей и направлений, изобилием различных групп и объединений, многообразием творческих дарований.
Поэтому естественно желание музея изобразительных искусств представить в коллекции все основные тенденции в развитии русского искусства предреволюционной поры.
Из лучших полотен поздних передвижников отмечу «Талант» (1906) Богданова-Бельского, — картина из первого моего поста этой рубрики.
Более десяти лет назад архангельские музейные специалисты узнали, что существует авторское повторение этой работы.
Его подарил Советскому фонду культуры Арманд Хаммер.
(Справочно: Арманд Хаммер — первый студенческий миллионер из семьи основателя коммунистической партии США. Предпринимательская жилка позволила ему
впоследствии сколотить миллиарды долларов; имел контакты и деловые связи с Владимиром Ильичем Лениным и другими лидерами СССР вплоть до М. Горбачева, был вхож в семьи Рузвельта, британского принца Чарльза.
В трудные голодные годы В.И. Лениным были подписаны с А. Хаммером договоры обмена – в обмен на американскую пшеницу, бизнесмен увозил из СССР черную икру, пушнину, другие государственные ценности).
Из работ известного художника-реалиста, члена «Товарищества передвижников» Николая Алексеевича Касаткина (1859 – 1930) музей располагает одной картиной. С артистизмом и легкостью написана им картина «Хозяйка»,
достойно представляющая этого мастера в его многочисленной галереи работ, показывающих жизнь рабочих и городской бедноты своего времени.
Рядом характерных работ представлено творчество художников объединения «Мира искусства» и близких к нему мастеров. Петербуржец Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960)– один из них.
Талантливый художник, искусствовед, теоретик и писатель был одним из основателей и идейным руководителем «Мира искусств».
Почти все художники этого направления увлекались прошлым, пытаясь найти в пышной роскоши эпохи Людовика XIV, русском XVIII веке и национальном своеобразии допетровской Руси те красоту и гармонию, которых им недоставало в современной жизни.
Работа Бенуа «У фонтана Бахуса», выполненная художником в 1921 году
Бумага, акварель, гуашь, белила, графитный карандаш. 58,1х85 см. Приобретена нашим музеем в 1970 году у С.К. Пхакадзе, ранее собрание А.К. Крайтор, Москва.
Фонтан неоднократно изображался художником. В известной картине «Прогулка короля»
изображена та же часть версальского парка.
«Я упоен Версалем, это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть… За деревьями, бронзами, вазами Версаля я как-то перестал видеть наши улицы, городовых, мясников, хулиганов», писал Александр Николаевич.
С работами Петра Петровича Кончаловского связана еще одна особенность собрания Архангельского музея. Рубеж веков был временем художественного освоения Севера.
«Открыли» его В. Серов и К. Коровин во время своего путешествия в 1894 году. На Севере побывали В.Верещагин, А.Архипов, М.Нестеров, Л. Туржанский, В. Переплетчиков, С. Виноградов, И. Билибин, ряд других художников.
Известны две картины Петра Петровича, написанные в 1903 году в Архангельске. Обе они принадлежат сейчас Архангельскому музею.
Это выполненные полотна на холсте маслом «Архангельск. Корабли в порту», приобретенную в 1972 году у сына художника и «Зима. Мельница на Кегострове», приобретенную в 1980 году у И.И. Подзорова, ранее собрание Н.С. Аржанникова, Москва.
Когда в 1984 году Архангельск отмечал свой 400-летний юбилей, музей организовал выставку «Север в творчестве русских художников», в которой приняли участие двадцать девять музеев страны.
«Творчество перечисленных выше художников было представлено достаточно полно. Выставка дала почувствовать, чем был Север для многих художников.
Разливы его рек, серые избы под высоким небом, сохранившиеся памятники деревянной архитектуры, парусники у пристани, безмолвие белых ночей
приобщали художников к чему-то близкому и забытому, открывали истоки национальной жизни.
Музей поставил перед собой задачу собрать работы художников, творчество которых связано с архангельским краем».
В результате фонды музея пополнились работами Абрама Ефимовича Архипова «Крестьянская девушка за рукоделием» картон, пастель, уголь 99,3х69,7 см.,
К.А. Коровина «У причала Архангельска», Б. М. Кустодиева «Финский букет» и другие.
На этом сегодня все. Следим за продолжением экскурса.