Добрый день, друзья!
Предшествующий пост смотрите здесь.
Собирательская работа сложная. Каждое произведение должно было пройти экспертизу и получить заключение специалистов о его подлинности.
В этом музею помогали Государственная Третьяковская галерея и отдел экспертных исследований Всероссийского художественного научно-
реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, а позже и Государственный Русский музей.
Первые поездки в Москву принесли удачу полотна Ф. Рокотова, В. Боровиковского, К. Брюллова, В. Тропинина, А. Венецианова были приобретены у коллекционеров в 1968-1970 гг.
В 1975 году музей получил новое помещение. К этому времени в фонды поступило свыше ста экспонатов, которые позволили построить новую
экспозицию по историко-хронологическому принципу и отразить основные тенденции в развитии русского искусства XVIII — нач. XX в.
Через десять лет, в 1985 году, была открыта выставка новых поступлений, включавшая более сотни произведений русского искусства, приобретённых за
десять лет в частных коллекциях Москвы, Ленинграда, Киева, что позволило значительно улучшить постоянную экспозицию, и выдвинуло проблему расширения экспозиционных площадей.
Собрания русского искусства Архангельского музея характерна тем, что судьба большей части вошедших в него произведений известных русских художников долгие годы оставалась неизвестной.
По тем или иным причинам потеряв своё первоначальное название или имя автора, многие произведения считались исчезнувшими.
Из вошедших в экспозицию работ можно отметить «Первую встречу» М.Нестерова,
«Романс» Борисова-Мусатова,
«Океан» И.Айвазовского, «Старорусский город» А. Васнецова, «Первый фрак» В. Маковского
Большая часть произведений приобретена музеем только в семидесятые — восьмидесятые годы XX столетия. А это значит, что от создания картины до её приобретения Архангельским музеем прошли многие десятилетия, иногда столетия.
В бурных событиях нашей российской истории затерялись следы бытования многих картин, утрачены имена их владельцев, и только старые каталоги,
дореволюционные журналы и архивные материалы помогают выявить участие многих работ в солидных дореволюционных выставках.
Особого разговора заслуживают портреты. В провинциальный музей они чаще всего попадают как портреты неизвестных. И чтобы «портреты
заговорили», то есть было определено авторства художественного произведения, требуется сложная и кропотливая работа с литературой, архивами, встречи со знатоками и специалистами.
«Портрет неизвестной с ребёнком» представлял собой загадку со многими неизвестными
В результате долгих поисков удалось установить личность молодой женщины. Это Наталья Петровна Голицына — одна из прототипов героини пушкинской повести «Пиковая дама», изображенная, по-видимому, со своим старшим сыном.
Костюм и прическа модели, возраст ребенка позволяют отнести портрет к концу 1760-х годов, когда Голицыны жили в Париже.
Редкой для XVIII века глубины в передаче характера сумел достичь автор «Портрета Архангельского епископа Вениамина»,
также оставшийся неизвестным. Более двадцати лет своей жизни Вениамин — один из самых образованных людей своего времени, автор богословских трудов
— провёл в Архангельске. Доброта его души, соединенная с проницательным умом, привлекала многих — таким и изобразил его художник.
В построенном при нём в Архангельске архиерейском доме существовала галерея портретов российских императоров и иерархов русской церкви.
В известной московской коллекции доктора А.Л. Мясникова в 1969 году был приобретён «Портрет неизвестной с голубыми лентами» Ф.С. Рокотова.
На сегодня это все. Следим за продолжением.