Музей изобразительных искусств. Архангельск. Портреты.

Добрый день, друзья!

Предшествующий пост  смотрите здесь.

 Собирательская работа сложная. Каждое произведение должно было пройти экспертизу и получить заключение специалистов о его подлинности.

  В этом музею помогали Государственная Третьяковская галерея и отдел экспертных исследований Всероссийского художественного научно-

реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, а позже и Государственный Русский музей.

 Первые поездки в Москву принесли удачу полотна Ф. Рокотова, В. Боровиковского, К. Брюллова, В. Тропинина, А. Венецианова были приобретены у коллекционеров в 1968-1970 гг.

  В 1975 году музей получил новое помещение. К этому времени в фонды поступило свыше ста экспонатов, которые позволили построить новую

экспозицию по историко-хронологическому принципу и отразить основные тенденции в развитии русского искусства XVIII — нач. XX в.

  Через десять лет, в 1985 году, была открыта выставка новых поступлений, включавшая более сотни произведений русского искусства, приобретённых за

десять лет в частных  коллекциях Москвы, Ленинграда, Киева, что позволило значительно улучшить постоянную экспозицию, и выдвинуло проблему расширения экспозиционных площадей.

 Собрания русского искусства Архан­гельского музея характерна тем, что  судьба большей части вошедших в него произведений известных русских художников долгие годы оставалась неизвестной.

  По тем или иным причинам потеряв своё первона­чальное название или имя автора, многие произведения считались исчезнувшими.

 Из вошедших в экспозицию работ можно отметить  «Первую встречу» М.Нестерова,

 Pervaya_vstrecha_

«Романс» Борисова-Мусатова,

 Romans

«Океан» И.Айвазовского, «Старорусский город» А. Васнецова, «Первый фрак» В. Маковского

Pervyi_frak

Большая часть произведений приобретена музеем только в семидесятые — восьмидесятые годы XX столетия. А это значит, что от создания картины до её приобретения Архангельским музеем прошли многие десятилетия, иногда столетия.

 В бурных событиях нашей российской истории затерялись следы бытования многих картин, утрачены имена их владельцев, и только старые каталоги,

Ещё по теме:   Сколько стоит пообедать в Европе?

дореволюционные журналы и архивные материалы помогают выявить участие многих работ в солидных дореволю­ционных выставках.

 Особого разговора заслуживают портреты. В провинциальный музей они чаще всего попадают как портреты неизвестных. И чтобы «портреты

заговорили», то есть было определено авторства художественного произведения, требуется сложная и кропотливая работа с литературой, архивами, встречи со знатоками и специалистами.

 «Портрет неизвестной с ребёнком» представлял собой загадку со мно­гими неизвестными

 Portret_knyagini_

  В результате долгих поисков удалось установить личность молодой женщины. Это Наталья Петровна Голицына — одна из прототипов героини пушкинской повести «Пиковая дама», изображенная, по-видимому, со своим старшим сыном.

  Костюм и прическа модели, возраст ребенка позволяют отнести портрет к концу 1760-х годов, когда Голицыны жили в Париже.

 Редкой для XVIII века глубины в передаче характера сумел достичь автор «Портрета Архангельского епископа Вениамина»,

 Portret_arkh_episkopa_

  также оставшийся неизвестным. Более двадцати лет своей жизни Вениамин — один из самых образованных людей своего времени,  автор богословских трудов

провёл в Архангельске. Доброта его души, соединенная с проницательным умом, привлекала многих — таким и изобразил его художник.

  В построенном при нём в Архангельске архиерейском доме существовала галерея портретов российских императоров и иерархов русской церкви.

 В известной московской коллекции доктора А.Л. Мясникова в 1969 году был приобретён «Портрет неизвестной с голубыми лентами» Ф.С. Рокотова.

На сегодня это все. Следим за продолжением.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: