Музей изобразительных искусств. Архангельск. Север

Добрый день, друзья!

В прошлый пост мы остановились на работе художников, творчество которых связано с архангельским краем.

 Время продолжить. Касаясь этой темы, хочется особо сказать о приобретенном в 1981 году альбоме акварелей кисти неизвестного

художника с видами Финляндии и Архангельска. Из тридцати листов альбома шесть имеют отношение к Архангельску.

 К 2000 году стал  известен автор рисунков — воспитанник корпуса Института путей сообщения подполковник, помощник директора училища топографов Валерьян Емельянович Галямин (1794-1855).

 Впоследствии он станет директором Императорского фарфорового завода. Архивные документы сообщают, что Галямин направлялся с особым поручением в Архангельск в 1825 году.

  Выполненные с большим мастерством акварели доносят до нас облик города пушкинской поры. Они сохранили изображение несуществующих теперь зданий:

 Vid_goroda_Arkhangelska

дома губернатора и здания присутственных мест, выполненных по проекту архитектора М.Ф. Казакова, Троицкого собора, Успенской церкви, а также набережной Северной Двины с только что выстроенным купцом Брантом сахарным заводом (позднее здание ЦНИИМОДа).

 Vid_goroda_Arkhangelska_Troitskiy_sobor

Все акварели приобретены в 1981 году у А.Ф. Червякова, Москва.

 Северную тему достойно представляют наши земляки — Александр Борисов (1866-1934) и Степан Писахов (1879-1960).

Архангельский музей изобразительных искусств располагает уникальной коллекцией произведений А.А. Борисова, включающей более 400 работ нашего земляка,

замечательного художника, ученика И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. Он первый в мире с кистью и палитрой работал в сложнейших условиях Заполярья.

 При моем посещении музея было выставлено  для обозрения пять работ художника: 

«Этюд с избушками», — амбары на берегу реки Мезени, холст на картоне, масло. 33,5х55 см. Работа выполнена в 1898 году

 Etyud_s_izbushkami

 «Лунная ночь. Медведь на охоте», картон, масло. 21,8х29,8 см., работа 1899 года

Ещё по теме:   Как продлить плодоношение огурцов

 Lunnaya_noch

 «Судно во льдах (Яхта «Мечта»), холст на картоне, масло. 32,5х50,5, работа 1899 года

 Sudno_vo_l'dakh

«На промысел за оленем», «Карское море. Вид Новой Земли», — обе работы 1901 года, выполненные также на холсте маслом.

Все эти пять работ представлялись в разные годы на выставках не только российских городов, но ими восхищались также жители Вены, Праги, Мюнхена, Берлина, Гамбурга, Кельна, Дюссельдорфа, Парижа, Лондона.

 Почти все произведения, с которыми Борисов в начале XX века с триумфом проехал по многим крупным городам Европы, хранятся сейчас в Архангельске.

 Его картины являлись ценнейшим материалом для многих зарубежных исследователей Арктики.

 «А Павел Михайлович Третьяков увидел в нём национального русского художника, отразившего в своих полотнах северные окраины России, и приобрел свыше шестидесяти работ, запечатлевших эту страну вечного льда».

 « Коллекция произведений Борисова включает в себя в основном этюды. Написанные по свежему впечатлению и сохранившие всю прелесть живой природы.

  По своему эпическому размаху, широкому обобщённому видению, продуманности композиции они воспринимаются как вполне завершенные произведения.

 Борисов проявил себя и тонким колористом, передавшим причудливую игру света на льдинах в солнечный день.

Цветовые контрасты, характерные для ряда полотен, выдают в нём ученика Куинджи», — так отзывается о работах Борисова один из ведущих специалистов нашего музея.

Степан Григорьевич Писахов, вся жизнь которого была связана с Архан­гельском, известен больше как автор удивительных сказок, написанных сочным и колоритным языком.

«Но Север нашёл в нём и тонкого художника, искренне и правдиво поведавшего о его своеобразной красоте. Силуэты тонких стройных сосенок, одиноко стоящих на прибрежных скалах, стали излюбленной темой полотен художника.

 Проникновенным лиризмом наполнены эти уголки северной природы, запечатленные то в белую ночь, то в зимнее ненастье. В бумагах художника сохранилась такая запись:

Ещё по теме:   Северный край 1931 - 1934 гг.

 «Здравствуй, — говорил я замлевшей на берегу сосенке, приходя рано утром, — здравствуй, родимая! Заждалась? — она мне кланялась, отвечала, и никто нам не мешал».

  Только так, чутко воспринимая жизнь отдельного деревца, смог Писахов синтезировать свои впечатления в особый найденный им образ, который позволяет северянам говорить: «писаховские сосенки».

 Моделируя отдельными мазочками,  пишет он «Парусники у Рыбной пристани»,

 Parusniki_

  передающие незабываемый колорит портового города и раскрывающие характерную живописную манеру художника.

На сегодня это все. Следим за продолжением.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий