Добрый день, друзья!
В прошлый пост мы остановились на работе художников, творчество которых связано с архангельским краем.
Время продолжить. Касаясь этой темы, хочется особо сказать о приобретенном в 1981 году альбоме акварелей кисти неизвестного
художника с видами Финляндии и Архангельска. Из тридцати листов альбома шесть имеют отношение к Архангельску.
К 2000 году стал известен автор рисунков — воспитанник корпуса Института путей сообщения подполковник, помощник директора училища топографов Валерьян Емельянович Галямин (1794-1855).
Впоследствии он станет директором Императорского фарфорового завода. Архивные документы сообщают, что Галямин направлялся с особым поручением в Архангельск в 1825 году.
Выполненные с большим мастерством акварели доносят до нас облик города пушкинской поры. Они сохранили изображение несуществующих теперь зданий:
дома губернатора и здания присутственных мест, выполненных по проекту архитектора М.Ф. Казакова, Троицкого собора, Успенской церкви, а также набережной Северной Двины с только что выстроенным купцом Брантом сахарным заводом (позднее здание ЦНИИМОДа).
Все акварели приобретены в 1981 году у А.Ф. Червякова, Москва.
Северную тему достойно представляют наши земляки — Александр Борисов (1866-1934) и Степан Писахов (1879-1960).
Архангельский музей изобразительных искусств располагает уникальной коллекцией произведений А.А. Борисова, включающей более 400 работ нашего земляка,
замечательного художника, ученика И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. Он первый в мире с кистью и палитрой работал в сложнейших условиях Заполярья.
При моем посещении музея было выставлено для обозрения пять работ художника:
«Этюд с избушками», — амбары на берегу реки Мезени, холст на картоне, масло. 33,5х55 см. Работа выполнена в 1898 году
«Лунная ночь. Медведь на охоте», картон, масло. 21,8х29,8 см., работа 1899 года
«Судно во льдах (Яхта «Мечта»), холст на картоне, масло. 32,5х50,5, работа 1899 года
«На промысел за оленем», «Карское море. Вид Новой Земли», — обе работы 1901 года, выполненные также на холсте маслом.
Все эти пять работ представлялись в разные годы на выставках не только российских городов, но ими восхищались также жители Вены, Праги, Мюнхена, Берлина, Гамбурга, Кельна, Дюссельдорфа, Парижа, Лондона.
Почти все произведения, с которыми Борисов в начале XX века с триумфом проехал по многим крупным городам Европы, хранятся сейчас в Архангельске.
Его картины являлись ценнейшим материалом для многих зарубежных исследователей Арктики.
«А Павел Михайлович Третьяков увидел в нём национального русского художника, отразившего в своих полотнах северные окраины России, и приобрел свыше шестидесяти работ, запечатлевших эту страну вечного льда».
« Коллекция произведений Борисова включает в себя в основном этюды. Написанные по свежему впечатлению и сохранившие всю прелесть живой природы.
По своему эпическому размаху, широкому обобщённому видению, продуманности композиции они воспринимаются как вполне завершенные произведения.
Борисов проявил себя и тонким колористом, передавшим причудливую игру света на льдинах в солнечный день.
Цветовые контрасты, характерные для ряда полотен, выдают в нём ученика Куинджи», — так отзывается о работах Борисова один из ведущих специалистов нашего музея.
Степан Григорьевич Писахов, вся жизнь которого была связана с Архангельском, известен больше как автор удивительных сказок, написанных сочным и колоритным языком.
«Но Север нашёл в нём и тонкого художника, искренне и правдиво поведавшего о его своеобразной красоте. Силуэты тонких стройных сосенок, одиноко стоящих на прибрежных скалах, стали излюбленной темой полотен художника.
Проникновенным лиризмом наполнены эти уголки северной природы, запечатленные то в белую ночь, то в зимнее ненастье. В бумагах художника сохранилась такая запись:
«Здравствуй, — говорил я замлевшей на берегу сосенке, приходя рано утром, — здравствуй, родимая! Заждалась? — она мне кланялась, отвечала, и никто нам не мешал».
Только так, чутко воспринимая жизнь отдельного деревца, смог Писахов синтезировать свои впечатления в особый найденный им образ, который позволяет северянам говорить: «писаховские сосенки».
Моделируя отдельными мазочками, пишет он «Парусники у Рыбной пристани»,
передающие незабываемый колорит портового города и раскрывающие характерную живописную манеру художника.
На сегодня это все. Следим за продолжением.