Музей изобразительных искусств. Архангельск. Собирательская деятельность

Добрый день, друзья!

Начало экскурса по залам музея смотрите здесь.

 Русская живопись XIX века не богата натюрмортами. Большой удачей для музея   явилось   приобретение   «Натюрморта   с   цветами   и фруктами» Ф.Г. Торопова

 Natyurmort_s_tsvetami_i_fruktami

 Имя этого художника, ученика Академии художеств, теперь мало кому известно.

«За кажущейся случайностью в расположении цветов и фруктов скрывается композиционное мастерство.

Мы почти ничего не знаем и о судьбе Ефима Тимофеевича Иванова, автора другого натюрморта «Огородные овощи». Имя его промелькнуло на страницах каталогов академических выставок 1869 и 1870 годов и исчезло».

В музее имеются пять полотен И.К.Айвазовского. Его ранняя работа «Южная ночь. Крым» (1848) украшала когда-то стены Аничкова дворца, дважды перенесла перевод на новый холст и руками реставраторов возвращена к жизни.

 Впечатляет картина мариниста «Океан», с эффектным зрелищем разбушевавшихся волн, захлестывающих палубу, написана под впечатлением от пересечения океана во время поездки художника в 1892 году в Америку

 Okean

 При закупке она была названа «Бурное море». Спустя много лет, благодаря знакомству с литературой, посвященной творчеству мариниста, картине возвращено авторское название «Океан».

 Одной из особенностей музеев, собирательская деятельность которых падает на 70 — 80-е годы XX века, стало выполнение ими ответственной задачи —

возвращение в сферу художественной жизни руками реставраторов и усилиями исследователей некогда известных произведений русских художников.

 На XIX выставке передвижников в 1891 году экспонировалась картина К. Савицкого «Христова милостыня»

 Khristova_milostynya

  Побывав в следующем году на выставке в Чикаго и на посмертной выставке художника, она исчезла почти на столетие.

 А несколько лет назад в московской квартире в очень ветхом состоянии была найдена еще одна картина на этот сюжет, датированная 1897 годом.

«Технико-технологическая экспертиза, проведенная Н.С. Игнатовой (ВХНРЦ им. Грабаря), привела к неожиданному результату:

 оказалось, что это та самая картина 1891 года, которую художник, оказывается, переписал. А ведь это одно из самых известных произведений Савицкого, утрата которого значительно обеднила бы наше представление о творчестве художника».

 Кропотливое изучение старых каталогов, журналов, мемуарной литера­туры и старых документов поступлений и передач приводит специалистов порой к интересным открытиям.

  Среди картин, переданных Сольвычегодским историко-художественным музеем, была и картина М.В. Нестерова «В тереме царевны» (1887).

«Удивляло, что название этого большого полотна никогда не упоминалось в литературе о художнике и не входило в списки его произведений«.

  Знакомство же с документами передачи картины из одного учреждения в другое и письмами Нестерова позволило установить, что картина, которая хранится

в Архангельском музее, была известна под названием «Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышней Марией Ильиничной Милославской» (1887), местонахождение которой было неизвестно.

Одной из лучших живописных работ В.Е. Маковского, в которой прослежи­ваются федотовские традиции, было возвращено авторское название

«Первый фрак», сразу объясняющее особый смысл происходящего (при закупке картина называлась «Молодой человек, примеряющий костюм»).

   «Внимательное изучение старых каталогов академических выставок дало толчок к атрибуции двух произведений, в результате чего было установлено имя неизвестной на портрете Гавриила Ивановича Яковлева»:

 

Portret_freyliny_

Имя изображенной установлено работником нашего музея Е.И. Ружниковой. Это фрейлина Александра Павловна Александрова.

А.П. Александрова, в замужестве княгиня Львова, дочь генерал-майора свиты Его императорского Величества Павла Константиновича Александрова и княгини Анны Александровны Щербатовой, внучка великого  князя Константина Павловича. 

На сегодня это все. Следим за продолжением.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: