Добрый день, друзья!
Начало экскурса по залам музея смотрите здесь.
Русская живопись XIX века не богата натюрмортами. Большой удачей для музея явилось приобретение «Натюрморта с цветами и фруктами» Ф.Г. Торопова
Имя этого художника, ученика Академии художеств, теперь мало кому известно.
«За кажущейся случайностью в расположении цветов и фруктов скрывается композиционное мастерство.
Мы почти ничего не знаем и о судьбе Ефима Тимофеевича Иванова, автора другого натюрморта «Огородные овощи». Имя его промелькнуло на страницах каталогов академических выставок 1869 и 1870 годов и исчезло».
В музее имеются пять полотен И.К.Айвазовского. Его ранняя работа «Южная ночь. Крым» (1848) украшала когда-то стены Аничкова дворца, дважды перенесла перевод на новый холст и руками реставраторов возвращена к жизни.
Впечатляет картина мариниста «Океан», с эффектным зрелищем разбушевавшихся волн, захлестывающих палубу, написана под впечатлением от пересечения океана во время поездки художника в 1892 году в Америку
При закупке она была названа «Бурное море». Спустя много лет, благодаря знакомству с литературой, посвященной творчеству мариниста, картине возвращено авторское название «Океан».
Одной из особенностей музеев, собирательская деятельность которых падает на 70 — 80-е годы XX века, стало выполнение ими ответственной задачи —
возвращение в сферу художественной жизни руками реставраторов и усилиями исследователей некогда известных произведений русских художников.
На XIX выставке передвижников в 1891 году экспонировалась картина К. Савицкого «Христова милостыня»
Побывав в следующем году на выставке в Чикаго и на посмертной выставке художника, она исчезла почти на столетие.
А несколько лет назад в московской квартире в очень ветхом состоянии была найдена еще одна картина на этот сюжет, датированная 1897 годом.
«Технико-технологическая экспертиза, проведенная Н.С. Игнатовой (ВХНРЦ им. Грабаря), привела к неожиданному результату:
оказалось, что это та самая картина 1891 года, которую художник, оказывается, переписал. А ведь это одно из самых известных произведений Савицкого, утрата которого значительно обеднила бы наше представление о творчестве художника».
Кропотливое изучение старых каталогов, журналов, мемуарной литературы и старых документов поступлений и передач приводит специалистов порой к интересным открытиям.
Среди картин, переданных Сольвычегодским историко-художественным музеем, была и картина М.В. Нестерова «В тереме царевны» (1887).
«Удивляло, что название этого большого полотна никогда не упоминалось в литературе о художнике и не входило в списки его произведений«.
Знакомство же с документами передачи картины из одного учреждения в другое и письмами Нестерова позволило установить, что картина, которая хранится
в Архангельском музее, была известна под названием «Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышней Марией Ильиничной Милославской» (1887), местонахождение которой было неизвестно.
Одной из лучших живописных работ В.Е. Маковского, в которой прослеживаются федотовские традиции, было возвращено авторское название
«Первый фрак», сразу объясняющее особый смысл происходящего (при закупке картина называлась «Молодой человек, примеряющий костюм»).
«Внимательное изучение старых каталогов академических выставок дало толчок к атрибуции двух произведений, в результате чего было установлено имя неизвестной на портрете Гавриила Ивановича Яковлева»:
Имя изображенной установлено работником нашего музея Е.И. Ружниковой. Это фрейлина Александра Павловна Александрова.
А.П. Александрова, в замужестве княгиня Львова, дочь генерал-майора свиты Его императорского Величества Павла Константиновича Александрова и княгини Анны Александровны Щербатовой, внучка великого князя Константина Павловича.
На сегодня это все. Следим за продолжением.