Решил!

Шахматный кодекс гласит:

«Начальная позиция задачи или этюда должна быть легальной», то есть должна возникать из исходного положения шахматной партии.

«На первом ходу или в процессе решения допу­скается рокировка лю­бой из сторон, если не­возможно доказать, что король или соответству­ющая ладья покидали свое место».

Решение шахматного этюда Г. Гультберга, 1944, предложенного ранее на сайте

 d188d0b0d185d0bcd0b0d182d0bdd18bd0b9-d18dd182d18ed0b4

 

От угрозы прямолиней­ного сдвоения белых ла­дей- 1. Лhf1 и 2. Лf8Х — черные могут

ускользнуть путем 1… o-0. Но вот после 1. 00! защита чер­ных 1… 0-0-0

неожиданно исчезает. Как же так?

Никаких помех для рокировки белых или черных, нет, так как до­казать, что двигались коро­ли или соответствующие ладьи, невозможно.

Но вступление 1. 0-0, закон­ное по вышеприведенному правилу, автоматически констатирует, что король e1 был неподвижен и бе­лая ферзевая ладья погиб­ла на первой горизонтали, в тупике al-dl.

 Значит, ладья f3 — превращенная! Но выйти с восьмой гори­зонтали, не потревожив ко­роля е8 или ладью а8, она не могла, и, следовательно, рокировка черных невоз­можна. 

Подчеркну, что это до­казательство проходит только после того, как бе­лые сыграли 1. 0-0! Ины­ми словами, обе рокировки взаимоисключают друг друга: та, что выполнена первой, отрицает возмож­ность второй.

Совсем как в фантастическом романе «1984» Дж.Оруэлла: «кто управляет прошлым, тот управляет будущим». Мат в 2 хода, да и только.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: