Православных монастырей, служивших крепостями на пути врага в нашу отчизну, осталось не так много. Назову два, о которых ранее были уже посты в моем блоге: Новодинская крепость — здесь, Соловецкий монастырь — жмем сюда.
Сегодня посетим монастыри-крепости Северо-Запада. В свое время они были оплотом духовности, государственности. Монахи умели не только молиться и писать пером, но и владели боевым мечом. Это роднило наши обители с католическими орденами, хотя разница есть и существенная — члены ордена чаще воевали на чужой земле, а наши — на своей.
Один из самых красивых монастырей Северо-Запада – Кирилло-Белозерский
Находится в черте города Кириллова Вологодской области на берегу Сиверского озера. Его мощные башни и стены отражаются в глади Сиверского озера много сотен лет. Монастырь считается крупнейшим в Европе по площади – он раскинулся на 12 гектарах. Основан он был московским монахом Кириллом в 1397 году.
Вместе с ним пришел монах Ферапонт, который вскоре основал свой монастырь неподалеку, теперь это знаменитый Ферапонтов монастырь, где сохранены фрески работы Дионисия. Сейчас оба монастыря – памятники федерального значения – заняты Кирилло-Белозерским музеем-заповедником.
Все нынешние постройки Кириллова монастыря, разумеется, не времени основания, а значительно более поздние, особенно Новый город, выросший вокруг Старого. Но и старые стены успешно выдержали натиск польских и литовских отрядов в годы Смуты.
Вражеское войско долго не решалось атаковать столь серьезное укрепление, а попробовав, убедилось, что оно им не по зубам. Поляки с литовцами долго шатались по округе, оккупировав берега Сиверского озера, разоряя деревни и сжигая городки, но проникнуть внутрь монастыря им так и не удалось.
Несколько десятилетий спустя были выстроены новые стены, но на них уже никто никогда не покушался. Трещины на них только от времени и плохо проведенных реставрационных работ.
Рядом с Вологдой видны могучие стены и мощные башни Спасо-Прилуцкого монастыря
Старинный город и его окрестности сильно оживились при Иване Грозном, который одно время даже хотел сделать этот населенный пункт столицей своего государства. Поскольку кремль здесь был сугубо декоративный – все его стены и башни не имели никакого оборонительного значения, – то нужна была настоящая крепость. Ею стал Спасо-Прилуцкий монастырь.
Увы, мощный внешний вид и достаточно удобное расположение не сделали крепость удачливой. Возможно, это было вызвано неумелыми действиями гарнизона. Во время Смуты монастырь был захвачен, разграблен и сожжен, причем это делали неоднократно и литовцы, и «русские воры», и казаки.
За несколько лет погибли почти все монахи, бывшие в монастыре. Затем обитель была восстановлена и даже разбогатела, но воевать ей уже не пришлось. В 1922 году стены монастыря чуть было не разобрали на кирпич окрестные жители, и только вмешательство наркома Луначарского остановило это варварство.
Сейчас весь комплекс зданий снова принадлежит церкви, монастырь действует и опять уверенно богатеет, что отражается на его внешнем виде. Деревнями и пашнями, конечно, он не владеет, но хозяйство при нем крепкое, а на праздники сюда собирается народ далеко из-за Вологды.
Стоящий недалеко от Великого Новгорода Свято-Троицкий Клопский мужской монастырь сейчас мало известен и довольно редко посещаем.
Изумительно красивое, но весьма плоское место на берегу широкой реки Веряжи, впадающей в Ильмень, было облюбовано в XV веке выходцем из Москвы монахом Михаилом Клопским, родственником Дмитрия Донского, по уверениям историков, – юродивым, который якобы предсказывал военные и политические события в Москве и Великом Новгороде.
Позднее, после смерти своего основателя, монастырь был укреплен для защиты от возможного нападения поляков и литовцев с юго-запада, которые, впрочем, так сюда и не дошли.
Обитель еще в 1923 году была передана Новгородскому музею, но у того не было денег на поддержание комплекса в порядке. Сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны, как и все приволховские земли, монастырь в мирное время практически был заброшен и медленно разрушался.
Только в последние годы там проводится довольно вялая реставрация, хотя ленинградские и новгородские специалисты еще в советское время подготовили все необходимые документы для работы.
Сейчас монастырь передан церкви, но братия там крайне немногочисленна, приходится довольствоваться в основном частными пожертвованиями, среди которых традиционно нет крупных. В качестве рабочих, особенно летом, здесь тоже много добровольцев.
По материалам: Невское время в Архангельске.
Окончание следует.