Монастыри

Добрый день, друзья!

Православные монастыри в тысячелетней истории христианской России сыграли важную и заметную роль как духовные и культурно-просветительские

центры страны, мощные феодалы, обладавшие огромными материальными богатствами, значимые военнополитические и административные пункты средневековой России.

  Однако монастыри Русского Севера, появившиеся и развивавшиеся в специфических условиях далекой северной окраины, проявили фантастическую энергию, находчивость и многообразие во всех сферах своей деятельности.

 Монастыри  быстро достигли исключительного положения и влияния на обширной территории, простиравшейся от Вологодских, Белозерских и Устюжских земель до Ледовитого океана, и от западных границ России до Уральского хребта.

  Вплоть до середины XVIII столетия монастыри Поморья находились в центре почти всех исторических событий, происходивших в крае.

Историки зачастую односторонне освещали роль Православной церкви и монастырей в истории России. Сторон деятельности монастырей было много,-

это и монастырское хозяйство, и монастырские заключения, и пособничество властям в решении определенных государственных задач – распространении христианства, культуры и др.

 Сегодня практически решена сложная задача комплексного изучения монастырской истории с использованием огромного фонда малоисследованных

документов, находящихся в центральных и местных архивохранилищах, в том числе богатых архивов беломорских и подвинских монастырей.

  В настоящей заметке постараюсь лишь дать общий набросок роли монастырей в истории Беломорского Севера.

Монастырская колонизация.

Монастырская колонизация Русского Севера началась почти одновременно с процессом заселения берегов Белого моря новгородцами, вытеснявшими и ассимилировавшими местные народы — карелов, чудь, саамов.

 Однако процесс миссионерского проникновения в этот регион до середины XIV столетия шел вяло, и носил эпизодический характер.

 Достаточно сказать, что к началу XIV века на Русском Севере появилось не более десятка монастырей, расположившихся на южных границах этой территории.

Первая крупная волна монастырской колонизации Севера была связана с эпохой духовного и политического подъема Русского государства, наступившей в последней четверти XIV века.

 Духовным творцом целого поколения монахов-миссионеров, основавших большую часть северных обителей, был Сергий Радонежский.

Ещё по теме:   Обретшая свободу и распаляемая «мятежным пламенем страстей»

Идеи отшельничества, уединенного монашеского подвига в отдаленных частях Земли Русской, столь близкие Сергию, направили его учеников и последователей в Подвинье и Беломорье.

Даже в тех случаях, когда основателями беломорских обителей становились выходцы из Новгорода, а не из центральной России, в их деятельности ярко прослеживается влияние идей Сергия.

Активная миссионерская, духовно-просветительская деятельность первых беломорских отшельников подготовила благодатную почву для второй волны монастырской колонизации Севера, начавшейся в XV столетии.

Второе поколение иноков, осваивавших просторы Беломорья, уже четко осознавало необходимость совмещения миссионерской деятельности с

созданием крупных, богатых обителей, способных стать не только духовными, но и хозяйственно-политическими центрами целых регионов.

 Уединенная лесная келья отшельника-миссионера, столь характерная для раннего этапа монашеского самоотречения, а практически на смену ей пришел влиятельный монастырь-феодал.

 Вполне закономерно то, что обители, появившиеся во время второй колонизационной волны, стали наиболее мощными и значимыми на Русском Севере.

Именно в это время на берегах Белого моря появляются такие знаменитые монастыри как Соловецкий,

solovetskiy_monastyr'

 Михайло-Архангельский, Николо-Корельский.

Присоединение в 1478 году Новгородской земли к Московскому государству не затормозило процесс монастырской колонизации.

Московское правительство поощряло создание новых обителей в Поморье и в следующем XVI веке, когда возникли Антониев Сийский, Кожеозерский, Трифоно-Печенгский и многие другие монастыри

2

Причины благосклонности властей к монастырскому учредительству и развитию кроются в ряде особенностей, отличавших Север от других районов России.

 Какие это были особенности? Об этом – продолжим в следующий раз .

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий