Начало здесь.
Начиная с 1917 г. и примерно до середины 1940-х гг. епископское служение всем церковным обществом однозначно понималось как кратчайший путь на Голгофу.
Такое осмысление, наряду с переживанием лучшей частью епископата своего служения как в первую очередь служения пастырского, являлось нормой этого времени. Будущий Местоблюститель патриаршего престола митр. Петр (Полянский), тогда Петр Федорович, приняв в 1920 г. предложение о хиротонии, придя домой, сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь — я знаю, я подпишу себе тем смертный приговор».
И действительно, в это время епископы первыми попадают под прицел советского государства, как те, кто «организует и руководит контр.- революционными элементами». Епископов одними из первых сажают и расстреливают.
Владимир Александрович Никольский родился в Ярославскеой губернии в семье диакона. Окончил Московскую духовную академию в 1895 году. Иеромонах, преподаватель, миссионер. В 1890-1893 гг. состоял членом Японской духовной миссии. В 1906 году хиротонисан во епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина).
С 1913 г. — епископ Омский и павлодарский. «За год пребывания в Омске,- писал владыка, — мне Господь послал много утешения среди множества дела, хлопот и, конечно, огорчений.
Но последних не замечаю за радостью от того, что милостью Божией прекрасно наладились наши ежедневные по церквям акафисты с беседами, общенародным пением и раздачей листков. Еще лучше проходили религиозно — нравственные чтения, открытые с Крещения в зале мужской гимназии. Сверх моего чаяния и опасения — зал набивался битком (до восьмисот) слушателями и образованными, и простыми».
Для интеллигенции Омска еп. Андроник организовал систематические богословские лекции, привлекая образованное духовенство и поддержав его своим личным частым участием, — «зал богословских чтений был всегда переполнен до тесноты».
Приходским священникам еп. Андроник рекомендовал «не ограничиваться богослужением в храме, а служить и в поселках, чтобы все имели возможность помолиться…», советовал «завести в храмах общенародное пение: начать с известных всем молитв и кончить тем, чтобы всё богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами».
С 1914 г. — епископ Пермский и Соликамский, с 1915 г. — архиепископ. Во время служения ахриеп. Андроника за каждой воскресной и праздничной литургией говорилось две проповеди. Одевался он просто, никогда не носил шелковых ряс. Много ездил по епархии. В 1917-1918 гг. был активным участником работы Поместного Собора.
«…Вы мечтаете о плодотворности собрания архиереев, — писал еп. Андроник митр. Арсению (Стадницкому). — А я мало в это верю… Надо, чтобы архиереи научились первому делу — стоять перед Господом, а не перед временщиками в том или ином отношении…».
Крайне негативно отнесся к приходу большевиков.
За всеми церковными службами обличал новоявленную советскую власть за алчность, за бесстыдный обман народа, за беззаконие и нравственную гибель. В мае 1918 г. возглавил общегородской крестный ход, на который вышли тысячи людей.
Через два дня после крестного хода архиепископ писал патр.Тихону: «..Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован. <…> На случай ареста оставлю распоряжение о закрытии всех градо- пермских церквей. Пусть считаются с самим народом…». В июне 1918 г. архиеп. Андроник был арестован.
В 1918 г. архиепископ обратиился с посланием к пастырям епархии: «Отцы и братие! /…/ Поставьте себе в непременную обязанность пастырскую озаботиться безотлагательной организацией прихода хотя бы в лице тех благомыслящих, какие найдутся во всяком <месте>.
Помните, об образовании кружков и братств ревнителей я вам писал с самого начала вступления на Пермскую кафедру,.. Если бы тогда меня послушали, то во всяком приходе было бы готовое зерно возраждающегося твердого благочестия…».
В ночь на 20 июня 1918 г. архиеп. Андроник был вывезен в окрестности Перми. Чекисты заставили его копать себе могилу и лечь в неё.
Несколько раз выстрелили в приведенного землей и закопали. Архиепископ Андроник (Никольский) прославлен на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г.
Продолжение следует.