Куклы, погремушки, матрешки, пирамидки, машинки — любимые игрушки нашего детства. Совсем недавно пупсиков потеснила кукла Барби, с которой в упоении играют девочки, оловянных солдатиков — Бэтмен и Человек-паук… Плохо это или хорошо?
Почему загораются глазенки у трехлетнего малыша при виде огромного пушистого медвежонка, а школьнику нужен конструктор «Пего»? Начнем рассуждать с вопроса, что такое игра?
Игра — это естественная жизнь вашего ребенка. Маленький ребенок в игре живет и развивается — иного не придумано. Все обучающие программы для детей основаны на игре. Меня удивляют родители, которые не играют со своим ребенком и считают, что игра — это ерунда.
Игра — это язык ребенка, его речь, даже если он мал и не умеет говорить, игрушки — его слова. Чтобы ребенку было легче выразить себя, мы должны уметь подбирать игрушки. Ведь любая игрушка в руке ребенка — это очень серьезно.
Почему игра так важна для ребенка?
Самореализация — основная потребность человека. Игрушка помогает ребенку самореализоваться. Игра нужна в совершенно разных ситуациях: когда ему радостно или грустно, когда он успешен или огорчен неудачей.
Если родители загружены работой, ребенок находит в игре утешение. В игре дети пробуют выразить свои переживания. Неслучайно один из видов психотерапии — игровая терапия. Чем младше ребенок, тем эффективнее метод лечения игрой. Он и для взрослых хорош. Другое дело, что специалистов, которые работают со взрослыми в рамках игротерапии, не так уж много:(
Игра имеет одни корни с творчеством? Мы говорим: игра на скрипке, на фортепьяно…С этим трудно не согласиться. Творчество, как игра, включает воображение, возможность побыть самим собой, раскрепощает внутреннего ребенка, который есть в каждом из нас.
Но он может быть закрепощен так, что человек не сознается даже себе в этом. Как раз в игре внутренний ребенок освобождается, взрослый человек становится другим, более открытым.
Если взрослый умеет играть, он хорошо понимает своих собственных детей. Поэтому игра для взрослых — это тоже очень серьезно. Это не просто шутки. Только играть надо с удовольствием.
Другая параллель: одни люди на всю жизнь сохранили в себе ребенка и мгновенно включаются в игру с любым малышом. А для других — это барьер. Почему так? Бывает, родители говорят: «Я не знаю, как играть с ребенком».
С двух-, трехлетним малышом они еще играют. А когда ему исполняется пять-шесть лет или он становится школьником, родители считают, что он может играть самостоятельно, появляются фразы: «Я не знаю, во что с ним играть, я не умею играть». Взрослый забывает, что сам был ребенком, теряется ниточка с прошлым.
Таким родителям найти контакт со своими детьми бывает не просто сложно — зачастую, -невозможно. Пытаюсь понять, почему это происходит.
Об этом поразмышляем в следующий раз.