«Медицинские беседы» митрополита Серафима Чичагова /ч. 2/

Начало здесь.

 250px-Seraphim_ChichagovМитрополит Чичагов высоко оценил труды основопо­ложника гомеопатии С.Ганемана, который считал, что заболевания могут излечиваться такими лекарственны­ми средствами, которые и вызывают подобные состоя­ния у здоровых людей («подобное лечится подобным»).

При изучении целебных свойств растений Чичагов при­менял закон подобия, но он не был гомеопатом, и приго­товление лекарств у него было иное.

Свою систему ле­чения он назвал «Системой Чичагова».

В свою фармакологию, как бы определили сегодня — фитотерапию, Чичагов включал неядовитые лекарства, «чтобы неосторожность врача, могущего ошибаться, как и все люди, не в состоянии была бы оказать пагубное влияние».

По его мнению, больше всего неядовитых рас­тений среди деревьев, меньше — среди кустарников, бо­лее ядовиты травы. Он предполагал, что со временем все травяные средства будут заменены древесными.

Основным лечебным средством Л.М.Чичагов считал со­сну:

 «Сосна — это главное лекарственное средство в мо­ей фармакологии, которое послужило основой всего моего лечения». Он отмечал, что сосна является специ­фическим средством при воспалении, простуде и ин­фекционных заболеваниях.

Л.М. Чичагов придавал большое значение опреде­лению индивидуальной оптимальной дозы лекарства: «Только доза, соответствующая организму больного в данное время, будет восстанавливать кровообращение, нарушенное болезнью.

Несоответственная доза, будь она сильна или слаба, может лишь увеличить существу­ющую неправильность кровообращения». Важность точ­ного подбора дозы подтверждается современными исследованиями.

Подбирая индивидуальную дозу препа­рата, Леонид Михайлович внимательно наблюдал за больным, его реакцией на препарат и учитывал «пере­мены и ощущения, на которые указывал больной при приеме лекарств» и которые «отлично может примечать сам врач по оттенкам и окраске лица, по выражению глаз, по дыханию, по иннервации и по многим другим ме­лочам, которые легко усваиваются на практике».

Ещё по теме:   Письмо курящей женщине

Так же, как и С. Ганеман, Л.М. Чичагов выступал про­тив многосмешения в лекарствах: «Чем сложнее болезнь, тем она требует менее лекарств» и «более двух лекарств, употребляемых порознь, никогда не может понадобиться».

Свои лекарства Леонид Михайлович при­готовлял и назначал в размере чайной ложки. Свою си­стему он эффективно применял на практике. Хорошие результаты были получены при острых инфекционных и воспалительных заболеваниях (тиф, скарлатина, корь, рожа), а также при ревматизме, пневмонии и др.

С по­мощью растительных препаратов удавалось излечивать незапущенную катаракту. Нередко Леонид Михайлович лечил людей, от которых отказались врачи, и довольно часто излечивал их, а также спасал от хирургического ножа.

Особенно внимательно Чичагов относился к диа­гностике. По его убеждению чтобы установить патологию, т.е. поставить диагноз, необходимо:

  • обратить внимание на наружный вид больного и исследовать его физическое самочувствие;
  • собрать данные субъективных ощущений больного;
  • исследовать объективные симптомы;
  • провести контрольный диагноз с помощью ле­карства.

При такой системе диагностики, как утверждал ав­тор, ошибка почти исключается. Преимуществом лечебной системы Чичагова является изобретенный им кон­трольный диагноз болезни при помощи лекарств, что создает условия, при которых почти невозможно оши­биться в определении болезней.

Кроме того, митрополит Чичагов был горячим поклон­ником предохранительной медицины. Гораздо лучше предупредить болезнь, чем искоренять ее, когда она уже появилась. Поэтому он советовал лечить по своей системе детей от рождения, когда есть подозрение, что их здоровье не может быть хорошим вследствие наслед­ственных условий.

Как верующий человек, Леонид Михайлович указы­вал на вредное влияние страстей на организм челове­ка. Он не сомневался, что страсти приводят к «вредно­му образу жизни, увлечениям, необузданности характера» и сопровождаются нарушением деятельности органов и тканей»; «болезнь же есть не что иное, как ви­димое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса».

Взгляд Л.М. Чичагова на меди­цину не только не устарел, но и приобретает новое зву­чание в связи с осознанием духовных причин патологи­ческих состояний.

Уже в XIX веке Л.М. Чичагов изучал больного в целом и черпал знания в природе, опираясь на неизменные ее законы.

Ещё по теме:   Супрадин или Свисс

В наши дни человек подвергается значительно возросшим химическим, электромагнитным и радиаци­онным воздействиям, психоэмоциональным перегруз­кам, приводящим к нарушениям в системе регуляции: нервной, эндокринной и иммунной, что сопровождается развитием стрессовых адаптационных реакций.

В по­следние годы происходит хронизация заболеваний, от­мечаются неустойчивый эффект и плохая переноси­мость медикаментозной терапии, аллергизация. А отсут­ствие духовности в современном мире способствует развитию психосоматических заболеваний, ведет к зло­употреблению алкоголем, наркотиками, психотропными препаратами.

Согласно системе Чичагова, индивидуально подо­бранные неядовитые растительные вещества в малых дозах пробуждают естественные защитные силы орга­низма, способствуют гармонизации процессов регуляции.

Таким образом, идеи, заложенные Л.М.Чичаговым, актуальны и заслуживают пристального внимания. Неслучайно «Медицинские беседы» святителя Серафима вернулись к нам спустя 100 лет. Эффективность и безо­пасность этого метода вызывают несомненный интерес к изучению его системы и применению ее в практике XXI века.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий