Самое яркое, что осталось у меня в памяти, после всевозможных командировок повышения квалификации, — это посещение энергетических объектов. Нас специалистов эксплуатационников знакомили с заводами изготовителями котлов, турбин и прочего теплоэнергетического оборудования.
В Харькове — это был турбинный завод, их километровые цеха с уникальными станками поражали наше воображение. В Белгороде — это котлотурбинный завод, где нам показали, как из сотен и тысяч трубочек разного калибра рождается теплообменник и главное лицо ТЭЦ — котлоагрегат БКЗ.
Огромные уникальные станки с ЧПЗ мы увидели в работе на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) — старейшем энергомашиностроительном предприятии России. Кроме знакомых нам паровых турбин, мы лицезрели на газовые, гидравлические турбины. Видеть их в натуре — совершено не одно и то же, что смотреть по книжным иллюстрациям.
В старых дореволюционных стенах нашли свое применение современные технологии. Огромную махину, называемую турбиной весом в несколько сот тонн, прежде чем выдать на продажу отечественной (а многое здесь изготавливалось и с поставкой за рубеж) энергетике, надо было проверить в работе. И это делалось в заводских условиях здесь же на специальных стендах.
Приведенные примеры, это объекты, выбранные не нами слушателями, а запланированные планами подготовки (переподготовки) специалистов. А вот с подачи (кого? уже и не припомню) главного инженера с одной из станций перед куратором нашим по курсу повышения надежности работы ТЭЦ, было выдвинуто желание посетить Северо-Западную ТЭЦ.
Основная масса, включая и меня, слыхом не слыхало об этой ТЭЦ, первой в России с парогазовым циклом. Однако, коллектив быстро понял, что эта недавно вступившая в работу ТЭЦ, стоит того, чтобы там непременно побывать.
Решить положительно было для наших кураторов весьма нелегко — мы это чувствовали. Под разными предлогами руководство ТЭЦ никак не хотели нас (а это группа под 20 человек) принимать. Что так — оставалось только гадать.
Так получилось, что рядовым инженером в группе я был один, остальные — на уровне главного инженера или зам. главного инженера той или иной электростанции. Разброс представителей был весьма широк — с многих уголков страны.
И вот это, я думаю, сыграло в нашу пользу. В один из солнечных дней мы сели в заказной автобус и покатили в нежилую зону Конной Лахты, в северо-западную часть Санкт-Петербурга. Первое, что поразило, это дымовые трубы — сразу возникает ассоциации с космодромом — космический корабль — ракета на старте:)))
Фотографирование на ТЭЦ было строжайше запрещено, так что не обессудьте за иллюстрацию из выданного нам буклетика. Это сейчас, если заглянуть в инет, мы видим форму собственности ТЭЦ — ОАО; на описываемое время структура была иная:
АОЗТ, а учредителями «Северо-Западная ТЭЦ» выступали:
— РАО «ЕЭС России» (35%)
— АО «Ленэнерго» (30%)
— корпорация «Единый энергетический комплекс» (12%)
— АО «Лентрансгаз» (10%)
— мэрия Санкт-Петербурга (10%)
— внешнеэкономическое объединенение «ТЕХНОПРОМЭКСПОРТ» (3%)генеральный подрядчик проекта
Подрядчиком проекта был международный консорциум P.S.I. Лидер консорциума — финская фирма IVO International — осуществляла проектирование и строительство главного корпуса ТЭЦ, а также систем автоматизации.
Финская компания Polar занималась строительством административного и инженерно-технического корпуса. Поставку комплектующих для газовых турбин взял на себя германский концерн Siemens. Сборка турбин производилась на совместном предприятии «Интертурбо», учредители которого были Siemens и АО «Ленинградский Металлический завод». Стоимость контракта на строительство первой очереди Северо-Западной ТЭЦ — $330 млн.
Ведя нас по цехам станции, заместитель главного инженера потихоньку выдавал нам эту информацию. Мы же пристально смотрели на блок ПГУ с котлом утилизатором — весьма удивлялись, что технология производства тепло и электроэнергии на базе парогазового бинарного цикла является экологически чистой.
К тому же проектом строительства Северо-Западной ТЭЦ предусматривались мероприятия по очистке воды Большой Невки путем коагуляции и отстоя примесей. А образующиеся при этом отходы — подлежат захоронению на полигоне «Красный Бор».
Главный щит управления поражал своей огромной планировкой — пространства много, а привычных приборов на щитах и пультах,- пшик, мало!
-У вас, говорил экскурсовод, — слесарь КИП и автоматики, а у нас никаких слесарей нет, одни программисты.
Таких шикарных лифтов в производственном здании я не видел ни до, ни после. Беру, при этом в сравнение, лифтовое хозяйство отелей 4 и 5 звезды. Поражала круговая чистота — почти в белых халатах можно на таких ТЭЦ работать:)
Основная разводка пожарного трубопровода 100 мм, вы не поверите, выполнена…нет не оцинкованными трубами — медными!!!
Время ознакомления со станцией летело быстро, вот уже и обед в шикарной столовой для станционного персонала — нас так плотно упаковали, что начинали подумывать, а не пора ли меру гостям знать…
На сегодня мощность С-З ТЭЦ составляет половину от проектной по электроэнергии и около этого — по тепловой. Для ввода новых блоков, по — видимому, нет необходимого роста нагрузок. Тем не менее, увиденное нами там, стало очевидным, как успешно могут сотрудничать российские и финские энергетики.