Я приветствую всех гостей блога!
Предыдущий пост читайте здесь.
Толстой подвергал справедливой критике правительства стран. «С незапамятных времен, — провозглашал Толстой, — люди приветствуют друг друга
«Мир тебе/вам», и тем не менее, христианские страны Европы держат под ружьем двадцать восемь миллионов солдат для решения своих проблем путем убийства».
Он с одобрением приводил высказывание французского писателя Гюи де Мопассана: «Поразительно, что все общество не содрогается при одном лишь звуке слова «война»».
«Что правительства должны делать с этими солдатами?» — вопрошает Толстой.
Этот вопрос возник у генерала Яна Сматса в Южной Африке,
когда он столкнулся с сатьяграхой (сопротивлением), организованным М.К. Ганди. Генерал не знал, что же делать с индийцами. «Положение правительств, в
присутствии исповедующих христианство солдат, столь шатко, что очень нетрудно расшатать их власть так, что она разлетится вдребезги».
То же самое говорил Генри Давид Торо.
Всё возрастающее желание М.К. Ганди общаться с великим писателем становилось все более настоятельным.
Находясь с кратким визитом в Лондоне, Ганди вступил в тесный контакт с группой индийских патриотов, рассматривавших вооруженное насилие как лучшее средство освобождения Индии от британского правления.
Его диалоги с этими молодыми революционерами привели к написанию важнейшей работы Ганди под названием «Хинд Сварадж», или «Индийское самоуправление».
Именно в этот период его личное общение с Толстым приняло форму длинного письма, написанного по-английски в гостинице «Вестминстер Палас» по адресу:
Лондон, Виктория Стрит, датированного 1 октября 1909 года и отправленного оттуда в Россию Толстому в Ясную Поляну.
В этом письме Ганди ознакомил русского писателя с движением гражданского неповиновения в Трансваале.
«Абсолютно неизвестный Вам человек, я все же осмеливаюсь обратиться к Вам с этим письмом, ради истины и с целью услышать Ваш совет относительно тех вопросов, решение которых Вы сделали задачей своей жизни».
Далее Ганди объяснил, как действует система апартеида, которому подвергались индийцы в Южной Африке. «Неизвестно, когда придет конец.
Одно, тем не менее; некоторые из нас поняли, что пассивное сопротивление может победить там, где грубая сила не может».
Интерес Толстого к Индии был очень глубок. Массу подтверждений этому находят люди, приходящие в библиотеку его родового в Ясной Поляне, деревне, расположенной примерно в 130 милях (200 км) к югу от Москвы.
Посетители – индийцы были приятно удивлены, увидев на ее полках индийские журналы первого десятилетия XX века, такие как «Прабудда Бхарат».
«Сейчас получил Ваше в высшей степени интересное и доставившее мне большую радость письмо.
Помогай Бог нашим дорогим братьям и сотрудникам в Трансваале.
Эта борьба мягкого против жесткого, смиренья и любви против гордости и насилия с каждым годом все более и более проявляется у нас и здесь, в
особенности в одном из самых резких столкновений закона религиозного с законом мирским – в отказах от военной службы».
«Эта борьба индийцев в Трансваале является величайшим событием нашего времени… Если она увенчается успехом, то это будет не только триумфом
религии, любви и истины над безверием, ненавистью и фальшью, но и примером для миллионов людей в Индии и других частях света, где есть угнетенные…
Вы сейчас владеете, вероятнее всего самой широкой аудиторией в мире…».
P.S. Организаторы:
В рамках Проекта «Открой доброте своё сердце» Международный культурно-просветительской программы — Период творческого наследия России и Индии и партийного проекта «Библиотеки России»
Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, Архангельский РИК ВПП «Единая
Россия», Некоммерческое партнерство «Мир традиций» Москва при поддержке Посольства Индии в Москве и Государственного музейно-выставочного центра
«РОСИЗО, Государственное учреждение культуры Архангельской области «Архангельская научная ордена «Знак почёта» библиотека им. Н.А. Добролюбова»